Облачные телефоны (Cloud Phone): новый этап в цифровом развитии

Облачные технологии становятся ближе к каждому. Если раньше их воспринимали как решения «для бизнеса» и крупных компаний, то теперь они трансформируются в доступные инструменты для повседневной жизни. Одним из таких прорывов стала концепция Cloud Phone — использование низкобюджетных устройств как «тонких клиентов» для облака, где все приложения и данные обрабатываются на серверах операторов связи.

На выставке MWC 2025, которая состоялась в марте текущего года, производители и операторы наглядно показали, что теперь даже недорогие устройства могут работать как полноценные цифровые терминалы. Вся обработка данных, запуск приложений и хранение информации — не на самом устройстве, а в облачном дата-центре оператора связи. Это радикально меняет подход к мобильности и доступу к цифровым сервисам. Облачные технологии теперь уже становятся доступны не только для компаний крупного бизнеса, но и для широкого круга пользователей.

Мировой опыт показывает, что первые шаги — уже сделаны. Внедрение Cloud Phone уже началось в странах с высокой потребностью в доступных цифровых решениях. Так, к примеру, в Китае операторы мобильной связи в прошлом году представили облачные телефоны, позволяющие запускать Android-интерфейс, использовать приложения и работать с графикой — всё это в реальном времени через облако. Устройство действует скорее как экран с интернетом — всё остальное выполняется на стороне сервера, то есть телефон абонента может использовать хранилище и вычислительные мощности облака для размещения и запуска приложений и сервисов, что освобождает память и вычислительные мощности физического устройства. Данные пользователя хранятся в облаке оператора связи или лицензированного поставщика с тем, чтобы обеспечить надёжность и безопасность данных, следуя законодательству о защите персональных данных.

Для стран с достаточно большим числом пользователей устаревших кнопочных телефонов и работающих преимущественно на технологиях 2G/3G, концепция Cloud Phone призвана помочь расширить цифровой доступ — без дорогих смартфонов и тяжелых приложений, и при этом работая в сетях 4G c поддержкой VoLTE. Операторы видят в этом шанс охватить новую аудиторию без затрат на субсидирование мощных устройств.

Для малого и среднего бизнеса это особенно ценно: один и тот же Cloud Phone может быть и рабочим инструментом, и личным устройством. Безопасное разделение данных и доступ к облачной рабочей среде позволяют легко масштабировать команды, экономя на технике.

Облачные устройства «Cloud Phone» открывают возможности доступа к цифровым услугам для миллионов человек и помогают операторам монетизировать новый поток пользователей, обновить аудиторию и снизить себестоимость обслуживания. Это важный шаг к цифровой инклюзивности в странах с растущей экономикой.

В Узбекистане, где доля кнопочных и устаревших моделей телефонов остается относительно высокой, облачные телефоны могут открыть доступ к более полной цифровой жизни: госуслуги, образование, здравоохранение, соцсети, развлечения и т.д.

Cloud Phone — это не просто технологическая новинка. Это новая модель доступа к цифровому миру для миллионов людей и начало нового цифрового настоящего.

Решат Болтаев,
архитектор ИКТ-решений
Huawei Uzbekistan