Электронная коммерция сегодня превратилась в массовое явление. Ее инструментами пользуются все кому не лень: для бизнесменов это дополнительный канал продаж, для стартаперов возможность раскрутиться, для обычных пользователей – получить в кратчайшие сроки желаемый товар в какой бы точке мира они не продавались. Но как на самом деле устроена система э-коммерции и как ею пользоваться? Об этом и многом другом рассказал заместитель директора УП «SSP Maroqand» Бехзод Ботиров.
– Что собой представляет э-коммерция? Только ли электронную торговлю?
– Электронная коммерция – это не только э-торги или интернет-магазин. За ней скрывается сложное взаимодействие клиента и продавца. Важно не только осуществить возможность покупки, но и учесть логистику, экономию времени. Логистика очень важна: в электронной коммерции мы можем отслеживать местонахождение товара, то есть трэкить в режиме онлайн 24 часа в сутки. Э-коммерция – это не только бизнес, но и взаимодействие между государством и гражданином: получение справок, информации, оплата налогов. В электронном бизнесе важно установить прозрачность между продавцом и покупателем, предоставить ему возможность выбора товара, логистики, взаимодействия с ним. Если нужна справка об отсутствии задолженности, сегодня приходится идти в соответствующие инстанции и отстаивать очередь с кипой квитанций. Для решения этой проблемы следует создать систему, где нужно вбить всего лишь свои лицевые счета и получить форму отчетности в виде справки. Например, подобная система реализована в ГНК. Так, через сайт ведомства можно получить услугу «Узнай свой ИНН».
– Сегодня разрабатываются все новые и новые интерактивные услуги. Как популяризировать их среди населения?
– Судя по статистике, мы видим, что большинство используемых услуг – это онлайн-подача жалобы в организации. Как сделать привлекательными остальные услуги? Нужно проанализировать, какие услуги вообще востребованы, прежде чем переводить их в интерактивную форму. Так можно расставить приоритеты между ними. Мониторинг может помочь в определении тех, кто получает услуги: это человек, владеющий компьютером, или нет. Тот, кто не умеет пользоваться компьютером, не сможет зайти на портал my.gov.uz и произвести необходимые операции.
Чтобы увеличить количество потребителей интерактивных услуг, необходимо, начиная еще с учебных учреждений, создать бесплатные курсы по использованию компьютера, в том числе рассказать о правилах регистрации, получения услуги интерактивно через my.gov.uz и о том, какие возможности есть у портала. Это повысит уровень компьютерной грамотности и научит граждан пользоваться онлайн-услугами.
– Вы не первый год работаете в сфере электронной коммерции. Как вы думаете, что изменилось за это время в нашей стране?
– Изменился закон, он вышел в новой редакции: изменились правила э-коммерции, разработаны и внедрены механизмы, которых не хватало ранее. Мы стали думать не только о внутреннем, но и о зарубежном рынке, о том, чтобы предприниматели и ремесленники могли принимать оплату с пластиковых карточек Visa и MasterCard. Для этого достаточно быть на любой интернет-площадке и получать платежи в иностранной валюте. Это своего рода стопроцентная предоплата.
В настоящее время рассматриваются упрощенные формы отчетности: как будут подписываться счета-фактуры, договоры, какими должны быть квитанции, чеки и другие сопутствующие документы. Не хотелось бы изобретать своего рода новый велосипед, а использовать документы, существующие в бумажном виде, не меняя их структуры. Достаточно учесть идентификацию и верификацию подписантов (участников электронной коммерции) и сделать их электронными. Сегодня в этой сфере делается многое, но до тех пор, пока мы не испробуем все это на реальном э-бизнесе, мы не поймем, в правильном ли направлении движемся. Многие интернет-магазины не работают по правилам э-коммерции, а используют собственные. Важно, чтобы все участники электронного рынка соблюдали правила совершения сделки. Недостаточно скачать пользовательское соглашение из интернета и адаптировать его под нас. Я считаю, что нужно разработать образцы пользовательского соглашения, условий поставок и других документов для точности механизмов ведения электронной коммерции.
– Какие изменения внесены в Закон «Об электронной коммерции»?
– Закон нужно было усовершенствовать: добавить такие тезисы, как приравнивание электронных документов к бумажным (чеки, квитанции, счета-фактуры). Было обозначено, кто есть продавец, кто покупатель, а кто информационный посредник. Ввели спорные ранее вопросы о налогообложении. Мы определили, все это как должно оформляться, верифицироваться, подтверждаться – для этого и нужно было обновить закон и его правила.
– После Закона «Об электронной коммерции» в 2003 году начали активно появляться небольшие интернет-магазины, развиваться платежные системы и так далее. Затем наступило затишье. В чем причина такого резкого спада?
– С отсутствием ясности в системе налогообложения тогда столкнулись все интернет-магазины. Инспектора Государственного налогового комитета не могли определить, оказывает предприниматель посредническую услугу или занимается непосредственно самой коммерцией (продает). Они не могли определить, какую ставку должен платить владелец интернет-магазина: 5% или 33%. Информационные посредники (банки, платежные системы, шлюзы) также не знали, какова их ставка. Если бизнесмен захочет отправлять товар за рубеж, то как он должен его декларировать. Эти моменты были проблемными, вследствие чего и настало затишье.
Правила электронной коммерции, действующие сейчас, решили часть существующих проблем. Был определен вопрос со ставками: владелец интернет-магазина платит ту же налоговую ставку, что и розничный бизнес – 5%, информационный посредник также платит 5%. Но мы не определили пока, как быть в таком случае с большими интернет-площадками, «базарами», где размещаются несколько продавцов. Думаю, необходимо сделать льготы для таких ресурсов, потому что организовать такой проект очень непросто. Это связано с большими затратами на интеллектуальный труд, то есть с разработкой самого портала, небольшим доходом от продаж, да а вложенные деньги в такие стартапы, возвращаются не сразу. Закон и Правила должны дополняться в зависимости от того, решили ли они те или иные проблемы.
– Насколько бизнесу рентабельно заниматься э-коммерцией?
– Если у него есть большая клиентская база (хотя бы 1000 человек в месяц) – рентабельно. Выгода заключается в появлении еще одного канала продаж, и я не вижу больших препятствий в том, чтобы перенести существующую точку еще и в интернет. Следующий этап – оповещение своих клиентов о том, что у торговой точки появился еще один канал продаж в электронном виде, его раскрутка, оптимизация бизнес-процессов и так далее. Как говорил Билл Гейтс: «Если вашего бизнеса нет в интернете – значит, вас нет в бизнесе».
– Э-коммерция активно развивается во всем мире. Кто может выбиться в лидеры сегодня?
– Мир поделен на несколько секторов. Так, в США никто не заказывает товары через Alibaba или Aliexpress. Китайская коммерция нацелена больше на страны СНГ. США и Европа в основном пользуются такими площадками, как Amazon и eBay. В лидеры помогут пробиться такие факторы, как цена за продукт и качество. На Aliexpress можно покупать товары за центы и с большими скидками. Помимо низких цен, большой плюс в том, что Aliexpress принимают денежные средства в любой электронной валюте. То есть они не ограничиваются только Visa и MasterCard или же PayPal в случае eBay. У Aliexpress и Alibaba есть возможность принять средства в любой точке мира: Visa card, MasterCard, Яндекс.деньги, Webmoney и другие.
– Какой проект вы считаете успешным с точки зрения использования механизмов электронной коммерции?
– Если правильно поставлена цель и все бизнес-процессы, любой проект может догнать и перегнать уже существующего на рынке конкурента. Например, eBay больше предназначен для создания аукционов, то есть там есть возможность продажи не за фиксированную цену. У Amazon только фиксированная цена, но проводятся акции и предоставляются скидки, организуются «черные пятницы». На Aliexpress – масштабное видение маркетинга и электронной коммерции, они используют огромные скидки, чтобы взять клиента ценой. У каждого свой рынок сбыта и в каждом проекте есть своя уникальная ниша. Говоря о доставке и удобстве, здесь каждый выбирает тот интернет-магазин, который доставит ему товар быстрее. А те, кто не спешит получить товар, может воспользоваться бесплатной доставкой.
– Пробовали ли вы сами заниматься электронной торговлей?
– У меня есть своего рода хобби по э-коммерции – продажа через eBay работ наших мастеров (маленькие статуэтки, сувениры). Хотелось бы, чтобы все, кто продает работы наших ремесленников зарубеж, не просто выставляли товар, но и рассказывали об истории, традициях, применении этих вещей. Возможно, что, купив статуэтку с историей, этот человек захочет приехать в Узбекистан.
Торгуя на eBay, главное – хотя бы немного знать язык, терпение и правильное распределение логистики. Когда я только начинал торговать на еВay, первой проданной мною вещью был лаух. Я продал его за один доллар и написал в условиях, что доставка бесплатная. Мне пришлось заплатить за доставку во много раз больше, чем я заработал. В итоге я не сказал своему покупателю из Германии, что не могу заплатить за доставку, а заявил, что хочу ему просто сделать подарок, доставка же будет осуществлена за 14 дней. Исходя из этого, нужно уметь грамотно анализировать, правильно устанавливать цену за товар, ведь нет специальной литературы о том, как надо продавать на Amazon или еВay, на русском или узбекском языке.
– Много ли в Узнете проектов, занимающихся э-торговлей?
– Так получилось, что большинство наших продавцов поселились в Instagram и на Facebook. Многие ремесленники продают, таким образом, и за рубежом, и внутри страны.
Из крупных игроков могу назвать Esavdo и Arba.uz. Есть также молодой проект Gifty.uz, в котором было бы неплохо внедрить э-коммерцию. Это позволило бы нашим ремесленникам и мастерам организовать свою электронную «лавку», электронную выставку изделий не выходя из дома. При этом, если продумать возможность оплаты изделия в режиме реального времени, трэкинг отправленного товара и других сервисов, думаю, можно было выйти и на зарубежные рынки.
– Давайте разберемся, что должен иметь полноценный интернет-магазин?
– Когда вы заходите в обычный супермаркет, вы берете с собой корзину и кладете туда все необходимые товары. Однако на кассе вам не говорят: «Вы идите, а мы доставим вам товар домой, оплатите, когда приедет доставка». Сегодня многие создают не интернет-магазины, а интернет-витрины, то есть вы можете увидеть ассортимент, но не сможете его сразу купить. Интернет-магазин – это полностью автоматизированная система: от выбора до оплаты и получения товара. По правилам электронной коммерции, оплата наличными после того, как товар доставлен домой, невозможна.
– Вы активно участвуете в проекте «Стартап-инициативы». Много ли стартапов нацелены на развитие э-коммерции? Что бы вы им посоветовали?
– Из 33 отобранных проектов около пяти идей связаны с электронной коммерцией. Есть проект – онлайн-копилка, в которую можно перечислять свои средства.
Для тех, кто хочет начинать свой проект в этой отрасли, я бы посоветовал все тщательно спланировать. Они не должны забывать о логистике – это самая большая проблема на сегодняшний день. Все расходы по доставке ложатся на плечи продавца. Следует организовывать больше опросов пользователей, чтобы узнать свои ошибки. Стартаперы должны четко представлять себе, как будет выглядеть их проект визуально: важно не просто поставить товар в окошки, а важно правильно заняться позиционированием каждой вещи, чтобы она продалась максимум за два дня. Необходимо иметь тесный контакт с клиентом. Если в обычном магазине консультант может убедить покупателя купить какие-либо вещи, то в онлайн-магазине это не так. И еще: я бы посоветовал больше читать о том, как нужно вести онлайн-бизнес.