В недавней публикации о новой системе регистрации IMEI-кодов мы рассказали о некоторых позитивных результатах ее внедрения, включая внушительный рост официального импорта телефонов. Теперь рассмотрим и другие аспекты.
Каждый третий случай кражи в нашей стране касается сотовых телефонов. Об этом свидетельствуют данные МВД Узбекистана. Запуск единой базы UzIMEI поможет полностью изменить картину. Владельцу пропавшего устройства нужно лишь заявить о краже в органы внутренних дел. По IMEI доступ телефона к сети заблокируют как в республике, так и почти по всему миру, ведь, как следует из названия, он является международным идентификатором мобильного устройства, уникальным для каждого телефона, планшетного компьютера, модема, ручных часов, платежного терминала и так далее.
Причем проблема не обязательно должна быть в краже. В мире каждый пятый сотовый телефон – контрафактный или используемый с нарушением требований. Речь может идти о потерянном аппарате, потенциально или реально клонированном, неверифицированном, поддельном, измененном коде. Главное, что внесение IMEI в черный список делает воровство или иные попытки использования устройства бессмысленными. За рубежом уже оценили достоинства такого подхода. Первым государством, внедрившим его на общенациональном уровне, стала в 2003 году Австралия. Позже к ней присоединилась соседняя Новая Зеландия.
Аналогичная модель применяется в Великобритании, где о блокировке IMEI со стороны одного сотового оператора оповещают всех остальных. Это позволяет максимум в течение 48 часов отключить телефон от сети. А некоторые полицейские службы страны проверяют коды лиц, причастных к преступлениям. С учетом этого в определенных случаях там запрещено менять IMEI.
В целом в Австралии, Великобритании, Индии и Турции введение регистрации кодов помогло сократить число правонарушений, связанных с воровством сотовых телефонов, на 80%. Рынок легального импорта расширился в этих странах до 85%. На 100% возросли поступления в бюджет от таможенных и иных государственных сборов. У нас уже зафиксированы схожие первичные результаты. Дальше – больше.
Создание единой системы идентификации мобильного оборудования также создает удобства для ряда официальных и иных структур.
Во-первых, государственный регулятор сферы связи – в нашем случае, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций – получает возможность управления номерным и адресным пространством страны, сбора статистических сведений, изучения характеристик используемых мобильных устройств и соответствующего улучшения технических параметров общих сетей. Это не только повышает степень защиты интересов потребителей, но и служит развитию рынка электронных услуг, коммерческих сервисов, средств и методов защиты, открывает пути для перехода к персонализированным коммуникационным услугам.
Во-вторых, правоохранительные органы могут не только эффективнее заниматься своими непосредственными обязанностями в случае обнаружения контрафактных, украденных или потерянных устройств. Единая система упрощает получение данных и исключает потребность в дополнительном взаимодействии с операторами.
В-третьих, службы скорой помощи и аварийно-спасательные бригады при необходимости будут в состоянии устанавливать время осуществления звонков и отправки сообщений, определять геолокацию устройств, чтобы найти их владельцев.
В-четвертых, налоговая служба оценит систему онлайн-мониторинга торговых операций, а таможенная получает в свои руки оперативный контроль за ввозом телефонов со стороны частных лиц и компаний. Обработка подобных сведений связана с выявлением соответствия технических сертификатов и обменом информацией с другими государственными органами.
В-пятых, операторы связи станут быстро обнаруживать в своей сети устройства, не имеющие необходимых сертификатов, чтобы обеспечить их принудительную регистрацию или блокировку.
В-шестых, банки и другие организации, выдающие кредиты на покупку мобильных устройств, могут быстро ограничивать их использование в случае нарушения пользователями условий выплаты взносов. Зарубежный опыт показывает 80-процентный рост показателей погашения таких займов благодаря применению IMEI-авторизации.
В-седьмых, маркетинговые и аналитические компании теперь станут располагать обширным массивом данных о типах и моделях сотовых телефонов, имеющихся на рынке Узбекистана. При этом у них нет доступа к каким-либо еще персональным данным владельцев.
И, наконец, сами средства от регистрации кодов идут на совершенствование отечественной ИТ-сферы в целом. Их направят в Фонд развития информационно-коммуникационных технологий, чтобы целенаправленно финансировать проекты по расширению телекоммуникационной инфраструктуры на селе и в других уголках республики.
Как видно, появление системы авторизации мобильных устройств влечет за собой довольно масштабные изменения по ряду направлений. Новшества, о которых в первую очередь думает рядовой потребитель, — лишь малая часть возможностей, открывающихся с помощью IMEI-кодов.
Кем оплачена статья почему не указали, что на правах рекламы? А вы в курсе про бесплатные и более современные технологии а не 2003 года от производителей смартфонов.
7 пункт а кто дал право маркетинговым компания за бесплатно получать эти данные, фактический мы платим за то что вы продаете. Но вы требуете предоставить персональную информацию при регистрации и перепродаете её и что за иностранная компания получает и обрабатывает персональные данные граждан Узбекистана?