Повышение спроса на внедрение BI-систем в Узбекистане обусловлено интенсивным увеличением рынка, повышением конкуренции. Как следствие, у компаний появляется необходимость инвестировать в технологии, помогающие принимать эффективные и обоснованные управленческие решения. В этой статье расскажу о том, почему именно бизнес-аналитика (BI – business intelligence) – один из главных инструментов для топ-менеджмента компании, must-have для корпорации, холдинга или бизнеса среднего размера.
BI-программа объединяет данные из IT-систем всех филиалов компаний. Собранная информация приводится к единой системе измерения и перекладывается на наглядные графики, диаграммы – дашборды.
Помимо того, что огромное количество людей освобождается от подготовки и сбора отчётов, исчезает человеческий фактор, вызывающий множество ошибок. Снижаются риски искажения информации в интересах людей, которые работают с отчётами. Высокая частота обращения BI-системы к источникам формирует картину происходящего здесь и сейчас.
Таким образом мы имеем единую точку правды по всей компании: получаем целостную информацию, актуальную 24/7.
На высоких скоростях
Скорость принятия решений сегодня напрямую влияет на коммерческие выгоды компании. С помощью инструментов бизнес-аналитики пользователю предоставляются данные в наиболее удобном формате. Информация в виде дашбордов для руководителей – посыл к действию, a для аналитиков или других сотрудников – экономия времени при формировании и распространении отчетов.
Тенденция к росту интереса со стороны бизнеса и внедрения систем BI в Узбекистане сегодня очевидна. Растущий рынок – это растущая конкуренция, поэтому современные решения являются драйвером развития и высоких показателей продуктивности компании.
Кроме того, сейчас в стране взят курс на цифровизацию со стороны руководства.
Согласно стратегии “Цифровой Узбекистан-2030” планируется утверждение программ цифровизации регионов и отраслей и дорожных карт по их выполнению. Такая политика обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа, включающего приоритетные направления: развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере.
Цифровизация в более широком смысле – умение работать с информацией, представлять её в структурированном виде для качественной аналитики. Обычно сложность работы с данными заключается в их объёме, разрозненности (из-за нескольких источников), разных форматах. С этим всем BI-система справляется лучше, чем любые другие семейства ИТ-систем.
Востребованность бизнес-аналитики в Узбекистане также связана с волной экспатов со своим опытом в BI, многие из которых приехали из соседних стран, том числе из России и Европы. Например, партнеры нашей компании по внедрению BI-системы, а также финансовые контролеры как раз решили развивать передовые решения и продолжать карьеру именно в Узбекистане.
Рынок предложения и рынок спроса
Сейчас на рынке Узбекистана наиболее популярны 3 общепризнанных вендора – Qlik, Tableau и Power BI. Сильных интеграторов с опытом внедрения систем BI и релевантными кейсами под запросы клиентов из разных сфер бизнеса на данный момент немного. Для роста их числа требуется многократное увеличение спроса.
О конкуренции с зарубежными вендорами российским или местным разработчикам пока говорить рано. Но есть тенденции на будущее. Например, по заказу Департамента Цифрового Развития Ташкента в 2021 году была запущена система, ставшая основой концепции “умного города” в Ташкенте. Решение работает на BI-платформе российского вендора и геоинформационной системе “Геоинтеллект”.
Наша компания работает со всеми решениями, мы никогда не стараемся продать какую-то определенную систему, ведь первоочередная задача – помочь выстроить аналитику под конкретные задачи клиента, выбрать для этих целей максимально удобный инструмент. Главные пользователи BI-систем в Узбекистане – компании enterprise-уровня. Детальный анализ больших данных необходим во всех сферах, наиболее актуален для крупных предприятий, особенно для холдингов, где количество и качество данных, а также количество их источников разнообразно вне зависимости от сферы деятельности.
Сейчас мы работаем с финансовыми и коммерческими директорами, руководителями отделов маркетинга из нефтегазовой сферы, ритейла, производства, банков и так далее. Основные пользователи BI – топ-менеджмент, привыкший оперативно получать анализ текущего состояния компании.
Когда отчеты делают сотрудники, обрабатывая огромные пласты информации в монотонной работе, данные могут трактоваться в своих интересах или, исходя из своих, а не управленческих метрик. Необъективность и непрозрачность отчетов может очень дорого обойтись компании. Кроме того, не исключены человеческие ошибки и тот факт, что сотрудник может заболеть, уйти в отпуск и так далее.
Если говорить об окупаемости внедрения BI-системы, прежде всего, важно отметить, что изначально данный инструмент помогает увеличить скорость принятия решений и, как следствие прибыль компании.
Обстановка с кадрами и подготовкой сотрудников
На сегодняшний день количество специалистов, умеющих внедрять современные BI-решения не так велико, ещё меньше – число интеграторов с большим опытом внедрения и, соответственно, возможностью обучаться на различных проектах для ИТ-специалистов.
Например, в представительстве нашей компании работает 40 человек – от системных архитекторов до разработчиков. Среди них есть сотрудники с более чем десятилетним стажем внедрения программных продуктов с мировыми именами (Qlik, Power BI, Jedox, 1C и т.д.) и в большом количестве крупных проектов в различных отраслях.
Для мотивации персонала используем уже проверенные методы – стараемся давать интересные задачи, а также подключать к таким, которые были бы полезны для развития сотрудника и прокачивания навыков. Мы всегда интересуемся, хотел бы сотрудник получить дополнительное обучение или попробовать себя в каком-то смежном направлении, подчеркивая вклад каждого.
Адаптация новичков проходит в комплексной поддержке наставника и HR-специалиста. Для вновь пришедших мы проводим пре- и онбординги, позволяем максимально вовлеченно пройти адаптацию. После этого – плавно подключаем к проектам различной степени сложности с коллегами, обладающими огромным опытом.
Практики внедрения
Экономические показатели после внедрения BI-системы меняются в каждой компании индивидуально. На одном предприятии, например, увеличивается прибыль или продажи на 10-20% в течение года. На другом – высвобождаются ресурсы персонала, что позволяет направлять время и силы на другие задачи.
В 2022 году с просьбой обучения работе с BI-системой к нам пришел заказчик, который ранее приобрел у нас лицензии зарубежного вендора (Qlik). В компании клиента требовалось обучить сотрудников аналитического отдела, чтобы они могли самостоятельно работать в системе. Мы согласовали план работы, пригласили для этого аналитика из Москвы, который в течение недели проводил учебный мини-курс.
После получения положительных отзывов, взаимодействие с клиентом продолжилось.
В этом году мы планируем завершить проект в крупном узбекском холдинге финансового сектора, который обратился за оптимизацией процесса сбора данных из систем 1С по группе компаний. Проблема состояла в том, что данные для отчетности сотрудники вручную собирали из нескольких систем, после чего формировали таблицу Excel. Для решения задачи мы подобрали оптимальную технологию с удобной визуализацией – BI-платформу Qlik Sense, чья система бизнес-аналитики позволила бы в конечном итоге ускорить получение информации топ-менеджментом компании.
На практике BI-система подключалась к нескольким системам 1С, после чего консолидировала данные и формировала дaшбороды. Делалось это единожды, чтобы потом в уже заранее заготовленной отчетности без участия человека создавать дашборд.
В состав платформы входит опция Self-Service, благодаря которой пользователи могут самостоятельно создавать визуализации на основе собранных, “очищенных” и правильно связанных данных. Польза состоит в том, что топ-менеджеры компании могут формировать и группировать структуры отчетов, не прибегая к помощи ИТ-специалистов.