В современном мире цифровые технологии проникают во все сферы жизни, включая государственное управление. Цифровизация процессов позволяет значительно упростить взаимодействие граждан с органами власти, повысить эффективность работы государственных служб и улучшить качество жизни населения. В данной статье мы рассмотрим, как новые технологии помогают улучшить жизнь граждан в Узбекистане, Казахстане и Азербайджане.
Цифровое правительство – это концепция, согласно которой государственные услуги и взаимодействие между гражданами и государством переводятся в цифровой формат. Это означает, что многие процессы, которые раньше требовали личного присутствия в госорганах и бумажного документооборота, теперь могут осуществляться онлайн. Для граждан это несет множество преимуществ, таких как экономия времени, удобство получения услуг из любой точки страны и мира и в любое время, прозрачность процессов. Кроме того, цифровизация позволяет повысить эффективность работы госорганов за счет автоматизации рутинных процессов и улучшения межведомственного взаимодействия. Благодаря аналитике больших данных государство может принимать более обоснованные решения и лучше понимать потребности граждан.
Один из ключевых инструментов цифрового правительства – это порталы электронных госуслуг, через которые можно дистанционно получать справки, подавать заявления, оплачивать пошлины и штрафы. Эффективность подобных порталов кратно повышается, если в стране налажен электронный документооборот, позволяющий отказаться от бумаги при обмене документами между ведомствами и с гражданами.
Важными для развития цифрового правительства является облачные технологии и хранилища данных для масштабирования ИТ-инфраструктуры и бесперебойной работы цифровых сервисов. Инвестировать необходимо и в технологии информационной безопасности для защиты персональных данных и безопасных онлайн-транзакций – шифрование, двухфакторная аутентификация и др. Для аналитики и поддержки принятия решений на основе данных государству необходимо развивать технологии Big Data и искусственный интеллект, а для создания доверенной среды и борьбы с коррупцией (например, при регистрации прав собственности) – распределенные реестры (блокчейн).
Для успешной цифровой трансформации государства также критически важны изменения нормативной базы, кадров, культуры управления. Необходима политическая воля для преодоления ведомственных барьеров и сопротивления изменениям. При этом нельзя забывать и об обратной стороне цифровизации – необходимости защиты приватности граждан и недопущения тотальной слежки со стороны государства под предлогом удобства и эффективности.
Цифровизация госуслуг – это большие возможности, но и большая ответственность. Именно поэтому каждая страна двигается вперед собственными темпами, уделяя первоочередное внимание тем направлениям, которые наиболее значимы для населения. Зависит уровень проникновения цифровизации и от общей цифровой зрелости страны и ее граждан, а также от покрытия широкополосным доступом в интернет. Посмотрим на примеры успешных и эффективных проектов.
Узбекистан
В Узбекистане также активно развивается портал госуслуг: по данным Центра управления проектами цифрового правительства, 56% госуслуг оказано через портал интерактивных госуслуг, суммарно на портале внедрено более 650 сервисов, а количество пользователей мобильного приложения еще этой весной превысило 2,5 миллиона.
Ведутся работы и по ряду других направлений. Например, есть проекты по цифровизации образования. Так, еще в 2018 году было запущено тестирование цифровой образовательной платформы eMaktab.Smart (тогда она называлась Kundalik), которая заменяет бумажные дневники и журналы и облегчает контроль родителей над успеваемостью детей и взаимодействие между школами и семьями учеников. Кроме того, на платформе реализованы инструменты для дистанционного обучения, повышения мотивации детей и геймификации процесса обучения. Органы управления образованием также с помощью платформы могут контролировать ряд процессов в подведомственных школах.
Еще одно направление – проекты по цифровизации здравоохранения. Например, в стране до конца года будут запущены системы «Электронная поликлиника» и «Электронная больница», осуществлено внедрение и поддержка единого комплекса информационных систем «Электронное здравоохранение», а также обеспечена его интеграция с информационными системами других госорганов. Все это упростит и повысит качество оказания медпомощи населению.
Азербайджан
Правительство Азербайджана проводит масштабные реформы с фокусом на цифровизацию различных направлений, одним из которых с 2018 года является госуправление.
Ядром трансформации является платформа mygov, в которую к концу 2023 года были интегрированы почти 50% госуслуг. Она разработана Агентством Инноваций и Цифрового развития (IDDA), которое занимается цифровизацией и развитием IT-экосистемы Азербайджана. С нею тесно связана инициатива «Безбумажное Правительство», проект, нацеленный на систематизацию электронного документооборота госведомств через общую RSD-подсистему (RSD – распределенная структура данных). Благодаря этому, а также за счет интеграции с платформой цифровых решений SİMA, состоящей из цифровой подписи, цифрового платежа и временной отметки, в безбумажном режиме организованы выдача справок о несудимости, онлайн-регистрация студентов и выдача электронных студенческих ID-карт, получение результатов медицинских исследований и пр. На данный момент суммарно можно через mygov можно получить более 40 цифровых документов.
Основная идея платформы – работа на опережение: она анализирует потребности каждого гражданина в услугах, заранее информирует его об этом и предоставляет необходимый сервис. В этом году инновационный вклад mygov был отмечен на международном уровне: портал получил престижную премию WSIS Prizes в категории «Применение ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни – электронное правительство».
Платформа постоянно развивается и совершенствуется. Одним из последних нововведений стал запуск функционала Digital ID. Это полноценная замена бумажному удостоверению личности: данные предоставляются через mygov и приравниваются к классическим документам.
Кроме того, в Азербайджане реализуется и ряд других проектов. Среди них – платформа digital.login, благодаря которой обеспечивается доступ более чем к 140 цифровым услугам, а также проект Digital Bridge («Цифровой мост»), задача которого – ускорить и упростить обмен данными между госучреждениями страны.
Уделяется в Азербайджане внимание и повышению уровня цифровой зрелости госслужащих. Для этого запущена программа по развитию лидеров цифровой трансформации Chief Digital Transformation Officer (CDTO) Program. Она включает тренинги по практическим инструментам и эффективным методам цифровой трансформации.
Подобное внимание и число запускаемых инициатив свидетельствуют о том, что у страны комплексный подход к цифровизации и большой потенциал в развитии цифрового правительства.
Казахстан
По данным ООН, по объему онлайн-услуг, предоставляемых гражданам правительством, Казахстан занимает 8 место в мире. И действительно, это направление в стране очень развито. Например, через приложение eGov Mobile граждане могут не только получить множество госуслуг, но и сообщить о проблемах благоустройства и экологии, информация будет передана ответственным ведомствам и организациям. Интересен и проект Digital Justice, который предполагает цифровизацию различных услуг юридического характера – например, подачу заявления на регистрацию брака через мобильное приложение. А под эгидой Минтруда работает портал социальных услуг, через который сотни тысяч услуг получили лица с инвалидностью
Так как базовые госуслуги уже переведены в цифровой вид, много внимания в стране уделяют внедрению инноваций. Так, для улучшения работы госслужб используется искусственный интеллект: data-based policy making платформы используются для частичной автоматизации процесса разработки регуляторных документов. Так как органы власти и госучреждения накопили большие массивы данных по официальным актам, то на основе этой информации ИИ может помогать в подготовке новых документов.
Перспективы развития цифрового правительства
Хотя каждая страна ставит перед собой конкретные цели по развитию цифрового правительства, процесс вряд ли можно считать конечным. По мере совершенствования технологий, повышения цифровой зрелости граждан и государства, а также с появлением новых потребностей и успешных кейсов в других странах стратегии будут корректироваться и становиться более объемными. Это позитивно скажется как на качестве жизни граждан, для которых все аспекты взаимодействия с государством станут проще и прозрачнее, так и для самих госорганизаций. Последние смогут повысить эффективность своих процессов и решить множество проблем, которые могут вызывать недовольство населения.
Шахин Алиев, заместитель председателя
правления Агентства инноваций и
цифрового развития (IDDA), Азербайджан