Николай Русанов, директор по развитию в iRidium mobile
– Расскажите о достижениях интернета вещей за прошлый год?
– Выход Home от Apple и успех Amazon Echo. Первый не оправдал ожиданий с точки зрения совместимости и функциональности, но маркетинговую задачу выполнил – поисковых запросов «Умный дом» стало почти в три раза больше. Второй (Echo) доказал, что типичное IoT-устройство может быть намного востребованнее большинства смартфонов, если подойти к его разработке с умом. Ранее серьезно заявившие о себе автомобили с дистанционным управлением реально начали работать только в прошлом году.
– Какие решения интеграции IоT наиболее популярны?
– В области домашней/корпоративной автоматизации среди профессионалов, как и раньше, бурно растет KNX, Crestron. Control4 и Savant тоже стабильно улучшают позиции. HDL стал лучшим брендом автоматизации в Китае и продолжает экспансию практически на всех основных рынках.
В области пользовательской автоматизации, как и раньше, большой зоопарк. Но из протоколов выделяется Z-Wave, как обеспечивающий наибольшую совместимость разных брендов. Среди Z-Wave вендоров наиболее заметны в прошлом году для меня были Zipato и Fibaro. Также неплохо развивается российский бренд Rubetek, его товары уже доступны в крупных розничных сетях. Среди IoT-платформ самой заметной мне показалась ThingWorx.
– Каковы тенденции развития потребительских устройств для интернета вещей?
– Больших тенденций я пока не вижу, много чего пробуют, выпускают всё подряд. Чувствуется, что выпуском большей части устройств руководят люди, у которых нет опыта на этом рынке. Еще раз повторю слово «зоопарк». Заметно, что железо окончательно отошло на второй план, освободив дорогу программному обеспечению, сервисам и так далее.
– Каковы тренды развития интернета вещей и всего интернета в целом?
– Первое – безопасность. И тут я жду ухудшения. Все больше уязвимостей и атак. Думаю, что в 2017-2018 годах хакеры будут набирать силу и активно тренироваться, а в 2019-2020 начнут бить уже серьезно.
Второе, конечно, искусственный интеллект (Artificial Intelligence – AI). Люди активно им пользуются уже почти везде, не особо замечая этого (поиск, перевод, коррекция ошибок и др.). Интернет вещей дает ему в разы больше данных, значит, и развиваться он начинает гораздо быстрее.
Макс Гурвиц, директор направления CEE & MENA в Cross Border Angels
– Какие стартапы вам больше всего запомнились в 2016 году и почему?
– Из мировых: Oscar, WeWork, Otto, Juno, Grail. Это все компании, которые используют новейшие технологии для решения фундаментальных задач в области транспорта и здравоохранения, а также недвижимости. Если говорить о Восточной Европе, то, конечно, самыми интересными были компании, использующие нейронные сети, такие, как MSQRD и Prisma. С некоторыми мне посчастливилось работать, например, такими, как Eightydays.me (конструктор путешествий).
– Каким вы видите вектор развития стартапов в 2017 году? Какие существуют тренды и возможности?
– Сейчас очевидны несколько направлений. Во-первых, стартапы стали мейнстримом. Это означает, что новым фаундерам надо думать о том, где и с какими партнерами они будут продвигаться. Раньше было достаточно заявить о себе и попытаться добраться до Кремниевой Долины. Теперь все более разнопланово. Во-вторых, есть сдвиг от относительно простых proof of concept (новый дизайн, дающий возможность старому выглядеть по-новому), к фундаментальным технологиям. Сегодня инженеры вновь стаовятся востребованнее дизайнеров, и это надо учесть. И последнее, инвесторы играют все более важную роль. Из-за конкуренции и возросшей сложности задач денег для выхода в рентабельность теперь нужно намного больше. Но хотя инвесторов и прибавилось, найти правильного, с глубокими знаниями в области поставленных компанией задач, стало труднее.
– Какие направления и идеи, на ваш взгляд, будут перспективны в 2017 году? Про что уже стоит забыть?
– Есть два интересных направления. Во-первых, все то, что связано с искусственным интеллектом. Нейронные сети, чат-боты, глубокое программирование и интегрирование hardware (так называемый Internet of Things). А также глубокий и быстрый copycatting (подражание). В Узбекистане, например, еще нет Uber. Так же нет Zillow, Spotify. И те, кто быстро смогут внедрить похожие модели на местном рынке, будут весьма успешны.
В этом году стоит забыть о фотоприложениях, новых соцсетях, коллективных покупках типа Groupon.
– Каким параметрам должен соответствовать стартап, чтобы в планируемый срок выйти на окупаемость и приносить прибыль? В чем самая большая ошибка провальных стартапов?
– Тут невозможно дать однозначный ответ. Все зависит от рынка, модели роста, целей компании. Например, Uber стоит уже больше 50 миллиардов долларов, и при этом он не просто неприбыльный, но теряет около 2 миллиардов в год. И ничего, пока вроде success story!
Не ошибка, а скорее, главная проблема фаундеров – неопытность. Когда впервые создаешь свой проект, методом проб и ошибок приобретаешь необходимый опыт на этом поприще. Поэтому начало обычно складывается неудачно, но формирует бесценный опыт в будущем. Это как первая влюбленность, редко когда ведет сразу же к happy ending, но является залогом для дальнейшего успеха.
– Какие стартапы стоит открыть в 2017 году в Узбекистане?
– В Узбекистане надо, во-первых, умело и быстро внедрять модели, которые уже доказаны в более развитых странах. Во-вторых, надо понять главные местные преимущества на глобальном рынке, и пытаться их масштабировать. Что в Узбекистане умеют лучше, чем в других местах? Какие главные технические умения в местных вузах? Как поставить это на конвейер и сделать так, чтобы за этим весь мир обращался в Узбекистан? Это может быть дизайн, определенный формат и язык программирования, определенные интеграции или другие умения. Это надо поощрять и развивать.
Джахангир Латыпов, основатель LatMedia
– Социальные сети постоянно развиваются, предлагая своим участникам и рекламодателям множество возможностей. Каких изменений стоит ожидать в ближайшем будущем? Расскажите подробнее об основных соцсетях.
– По Ташкенту все-таки лидирует Facebook, далее мы замечаем немалый приток взрослой аудитории в Instagram, где появилась возможность вести прямые трансляции, свою историю, лайкать комментарии. Лента уже ранжирует рандомно исходя из популярности и интересов и, самое главное, это отличный инструмент для платной рекламы в Instagram.
Все говорят про Telegram, но мало кто его использует, я имею в виду боты. Я бы посоветовал приглядеться к YouTube. Мы сейчас занимаемся продвижением российских продуктов в этом направлении.
– В последнее время много разговоров о том, что пользовалатели социальных сетей все чаще используют мобильные устройства для просмотра ноостей. Скажите, как это влияет на сферу интернет-маркетинга и на SMM-продвижение в целом?
– В плане социальных сетей это влияет положительно, так как они все ориентированы и на десктопные платформы, и на мобильные. Рынок медленно, но стабильно будет платить больше и больше за рекламу в мобильных приложениях, к примеру, тех же новостниках.
– Чего же стоит ожидать в 2017 году? Какими будут новые тренды?
– Несмотря на популярность Telegram, которым, согласно мировой статистике, пользуются в основном в Иране и в Узбекистане, я все-таки делаю ставки на YouTube. Будущее за видеоконтентом. Далее, это блоггеры, вайнеры и прочие публичные либо творческие личности в социальных сетях. Денег пока особых в этих направлениях нет, но наша компания уже предоставляет возможность размещать рекламу о публичных и популярных личностях в узбекском Facebook&Instagram.
– Какие элементы останутся эффективными, а какие будут являться просто «модной фишкой»?
– Самая эффективная реклама на данный момент, это реклама у лидеров мнений. Конкретно, рекомендации от звезд, шоуменов, публичных личностей. В целом, любая «фишка» – рабочая, вопрос в том, как ее использовать и как подойти к вопросу. Я бы посоветовал отходить от агрессивной и прямой рекламы, переходя на органичную подачу.