– Что представляет собой электронное правительство в Великобритании?
– Своеобразная революция электронного правительства в Великобритании началась в 2010 году. Отличительной чертой оказываемых им услуг считается их полная ориентированность на потребности граждан Великобритании. При проектировании наших государственных услуг мы используем инновационную методологию Agile (проворный, быстрый, гибкий), а также стремимся к обеспечению прозрачности, что полностью соответствует требованиям граждан.
– Какие плюсы при внедрении э-правительства вы можете обозначить в первую очередь?
– Известно, что электронные государственные услуги создаются путем оцифровки действующих государственных услуг. Если они будут разработаны по принципу «по умолчанию», это поз- волит обеспечить прозрачность всего правительства и, что также немаловажно, правительство сможет сэкономить миллиарды фунтов стерлингов. Кроме того, посредством электронного правительства достигается более высокий уровень удовлетворенности физических и юридических лиц, пользующихся электронными государственными услугами, использование которых позволяет населению и бизнесу принимать более активное участие и быть вовлеченными в процесс принятия решений государственного уровня.
– Какие потенциальные сложности могут при этом присутствовать?
– Если говорить о сложностях и «подводных камнях», встречающихся при внедрении электронного правительства, то в первую очередь необходимо отметить кардинальное изменение мышления населения.
Своеобразная культурная революция должна помочь лучше понять то, что должно представлять собой правительство и чем оно должно заниматься. При удачном введении подобных изменений с сопутствующим иммаксимальным количеством оцифрованных видов государственных услуг станет реальным достижение того, что правительство начнет заботиться об истинных потребностях граждан, пользующихся электронными услугами.
Говоря конкретнее о том, что мы подразумеваем под потребностями пользователей, можно привести в пример процесс получения гражданского паспорта.
Процедура подачи заявки на его получение считается государственной услугой, а истинной потребностью человека, пользующегося ею, не всегда является сам факт получения паспорта и уж тем более не заполнение каких-то бланков и форм при подаче заявки. Возможно, он всего лишь хочет поехать за рубеж – вот она, истинная потребность, поэтому при проектировании государственных услуг мы должны исходить именно из реальных интересов населения.
– Расскажите о принципах британского э-правительства…
– У нас при проектировании электронных государственных услуг используется, как мы их называем, 10 основных принципов проектировки. Но их придерживаются не только разработчики услуг, им следует вся команда, которая занимается трансформацией или созданием новых государственных услуг. В частности, они применимы к руководителю команды, менеджеру, а также специалистам по проведению исследований потребностей пользователей.
Нужды прежде всего – это не потребности правительства, а то, чего хотят пользователи его сервисов.
Нужно делать меньше – создавать продукты и услуги могут сторонние разработчики, которые могут решать проблемы людей — без лишних усилий со стороны создателей «материнского» проекта. Это позволяет экономить ресурсы и направлять их на те участки, которые действительно могут быть значительно улучшены.
Дизайн должен строиться на данных – система должна подстраиваться под поведение людей и соответствовать ему, а не заставлять пользователей прогибаться под себя и менять привычки.
Упростить что-то очень сложно – разработчики должны всеми силами стремиться упростить использование своих продуктов — это проявление ответственности и уважения к пользователям, которые иногда просто вынуждены работать с сервисом или программой из-за отсутствия альтернатив.
Движение шаг за шагом – наилучшим способом построения эффективных сервисов является их пошаговое улучшение.
Дизайн должен быть доступным – продукт должен создаваться таким, чтобы им могло пользоваться как можно больше людей, даже если ради этого придется пожертвовать элегантностью и красотой.
Понимание контекста очень важно – создать продукты или услуги, которые действительно решают проблемы целевой аудитории, можно только в том случае, если разработчики имеют четкое понимание этой аудитории и возможного контекста использования продуктов.
Цифровые сервисы, а не сайты – дизайн не начинается и не заканчивается на сайте.
Последовательность, а не однообразие– везде, где только возможно, стоит использовать один и тот же язык и приемы дизайна, поскольку это помогает людям быстрее освоить разные элементы системы.
Открытость делает мир лучше – крайне важно общаться с коллегами, пользователями и конкурентами.
– Что вы можете сказать о системе безопасности э-правительства?
– В прошлом году наша страна приняла специальную стратегию по обеспечению кибербезопасности не только электронного правительства, но и всей страны в целом. Эта стратегия подразумевает, что правительство будет инвестировать 1 млрд 900 млн фунтов стерлингов на повышение кибербезопасности и оборонного потенциала страны именно в борьбе с киберугрозами. Согласно стратегии, будет создан целый национальный центр со специализированной технологией. Но в целом принятая стратегия подразумевает повышение потенциала всего населения Великобритании в борьбе с киберугрозами.
– Какие сложности могут возникнуть при обеспечении безопасности электронных государственных услуг?
Киберпреступность – незаконные действия, которые осуществляются людьми, использующими информационные технологии для преступных целей.
– Главное – это противостояние кибер-преступлениям, которые подразделяются на несколько видов. В первую очередь преступления в сети совершают обычные кибермошенники, то есть это мошенники, которым помогают какие-то программисты и специалисты сферы IT. Но существуют и более серьезные киберугрозы, суть которых заключается в разработке специального вируса, с помощью которого можно похищать финансовые данные или разрушать различные электронные инфраструктуры. Кроме того, мы также стремимся повысить наш потенциал в борьбе с кибератаками государственного масштаба. Есть страны, финансирующие кибер-атаки, мы же боремся с этим. Также у нас ведется борьба с международными террористическими кибератаками и с так называемыми «хактивистами» (хакеры-активисты). Существует еще одна категория преступлений, которая совершается детьми с использованием небольших приложений, разработанных злоумышленниками. Ребята, зачастую сами не подозревая того, пользуются специальными скриптами или приложениями, которые приводят к определенному правонарушению.
– Применяются ли для обеспечения безопасной идентификации гражданина при использовании электронного правительства какие-то системы?
– Наш главный принцип при оказании услуг – требование минимального количества личных данных. Конечно, мы вынуждены запрашивать некоторую обязательную информацию для оказания услуг, но по возможности стараемся свести все к минимуму. А что касается конкретных средств или инструментов безопасности, то я не могу рассказать много интересного об этом, так как сам не являюсь специалистом в данной области. Однако могу заверить, что все наши приложения безопасны относительно защиты данных.
– Расскажите о мерах безопасности от несанкционированного доступа. Какая методология используется для защиты данных?
– Наша методология Agile позволяет свести к минимуму какие-либо дефекты или недостатки системы, в том числе и в плане безопасности. Agile – система, где вы по небольшим частям вводите определенные функции для той или иной услуги, имея возможность исправлять ошибки уже по ходу внедрения этих функций. Таким образом, к моменту перехода услуги в режим live у нее практически не остается каких-либо недостатков.