По данным Министерства народного образования Республики Узбекистан, в среднем каждый год в детские сады поступают более 185 тысяч детей. И теперь занять очередь в детский сад можно будет онлайн. Через ЕПИГУ можно подать заявление, прикрепив необходимые документы. Но при этом есть ряд проблем, решив которые, можно облегчить порядок оказания услуги и сделать ее более удобной и востребованной.
По общему правилу, детские сады принимают детей в возрасте от двух до 6 – 7 лет. Места обычно распределяются летом, после того, как заканчивается учебный год. В это время в детских садах завершается учебный процесс, проходят выпускные утренники, маленьких выпускников отправляют в школу, а освободившиеся места достаются ребятишкам, стоящим в очереди.
Принимают детей по решению при емной комиссии при отделах методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, которые создаются по решению хокимиятов районов (городов), с учетом соответствующего медицинского заключения.
Приемная комиссия принимает заявителей дважды в неделю – по вторникам и пятницам. Необходимые документы:
- заявление о выдаче направления в дошкольное учреждение;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- копия паспорта отца или матери ребенка;
- справка из органов самоуправления граждан по месту жительства о проживании настоящей семьи по данному адресу;
- справка с места работы родителей (заменяющих их лиц). Исключением являются неработающие родители.
При себе нужно иметь оригиналы паспорта одного из родителей и свидетельства о рождении ребенка.
Родители детей, которые имеют право на льготу по данной услуге, обязаны дополнительно к общему пакету документов предоставить в приемную комиссию документы, подтверждающие обстоятельства, которые дают им льготное право.
Сейчас вся процедура от подачи заявления до принятия в детский сад занимает семь шагов:
1-й шаг. Подача родителями документов в районо.
2-й шаг. Проверка документов приемной комиссией районо.
3-й шаг. Постановка в очередь на прием. Приемная комиссия может в порядке исключения принимать вне очереди детей, родители которых оказали благотворительную помощь по улучшению материально-технической базы детского сада. Контингент таких детей не должен превышать 20% от общего количества.
4-й шаг. Приемная комиссия принимает граждан по вопросу выдачи направлений в детские сады два раза в неделю – во вторник и пятницу. Заявления рассматриваются в течение семи дней. О принятом решении заявителей уведомляют в течение трех дней.
5-й шаг. Если в выбранном родителями детском саду отсутствуют свободные места, ребенок ставится в очередь на прием в этот детский сад либо выдается направление в другой ближайший детский сад со свободными местами.
6-й шаг. Родители лично приходят в приемную комиссию и забирают направление.
7-й шаг. Родители предоставляют направление в детский сад в течение 15 дней после получения. Если в этот срок направление не было предоставлено, оно теряет свою силу и родители должны обратиться в районо с просьбой обновления срока направления.
Эта государственная услуга является социальной, но родители вправе до школьного возраста самостоятельно выбирать форму дошкольного образования и обучать своих детей как в негосударственных детских садах, так и дома.
В оказании этой услуги задействованы Министерство народного образования, Министерство юстиции, Государственный центр персонализации. Но на данный момент основная информационная система (далее ИС), с помощью которой предполагается оказание этой услуги, находится на стадии разработки и будет реализована только в I квартале 2020 года, в то же время второстепенные ИС уже реализованы.
НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМНЫХ ФАКТОРОВ
Нормативно-правовые
Обычно помимо направления приемной комиссии детский сад требует еще ряд документов. Эти действия заведующих не подкреплены нормативно и расцениваются как превышение своих полномочий. Поэтому перечень документов, закрепленный законодательно, позволит избежать спорных вопросов.
Технические
До сих пор отсутствует база данных по дошкольным учреждениям, их воспитанникам и лицам, подающим документы, находящимся в очереди. В результате секретарь приемной комиссии ведет несколько тетрадей: тетрадь для фиксирования направлений согласно решениям приемной комиссии; отдельная тетрадь для лиц, которые находятся в очереди.
Предлагаем по всем этим категориям создать единую базу, которая будет относиться именно к ребенку, а не к учреждению, его статусу и т. п. При автоматизации услуги необходимо перевести все тетради в электронный формат – то есть вся информация должна будет вводиться в единую базу данных по дошкольным образовательным учреждениям. При этом лиц, которые стоят в очереди, необязательно хранить в отдельной базе, их можно учитывать в одной базе, но с отдельными отметками. Также освобождение мест в каждом дошкольном учреждении можно фиксировать там же, и база сама будет выдавать первую семью, которая стоит в очереди.
Рекомендуется более подробно прописать порядок постановки в очередь и готовиться к тому, что в будущем информационная система сможет сама ставить в очередь всех родившихся детей, родители которых изъявят желание отдать ребенка на воспитание в государственный детский сад. Это даст возможность к моменту исполнения ребенку двух лет закрепить за ним место в ближайшем детском саду. Благодаря такому подходу легче будет планировать набор в детские сады и более прозрачно распределять места для детей.
Организационные
Информация о распределении жилых домов по микрорайонам нигде не публикуется, в результате родители не всегда знают, в какой сад они имеют право отдать ребенка.
Справка с работы требуется для удостоверения того, что ребенок имеет право на льготы при поступлении в детский сад. В итоге даже те родители, которые не претендуют на получение льгот, обязаны приносить такую справку.
В детских садах отсутсвует IT- инфраструктура (компьютеры, сеть), поэтому нет возможности в автоматизированном режиме проследить наличие свободных мест и места в очереди.
Как может оказываться такая услуга с учетом ее автоматизации и перевода в электронный формат:
1-й шаг. Родители лично предъявляют через ЕПИГУ или официальный веб-сайт МНО заявление в приемную комиссию районо.
2-й шаг. Приемная комиссия в случае подачи письменного заявления вносит информацию в ИС, через которую осуществляется проверка наличия свободных мест. Если места закончились, ИС автоматически выдает родителям две опции:
а) запись в очередь. При этом заявители, имеющие льготное право на получение направления, перемещаются системой в верх списка и принимаются в первоочередном порядке;
б) предложение по размещению ребенка в другие ближайшие детские сады или другие наиболее оптимальные учреждения.
3-й шаг. Заявка регистрируется в ИС. В зависимости от того, какую опцию выбрали родители ребенка, в ИС делается соответствующая запись по устройству ребенка в то или иное общеобразовательное учреждение.
4-й шаг. Приемная комиссия через систему межведомственного взаимодействия запрашивает дополнительную информацию (свидетельство о рождении из базы данных ЗАГСа, справка о состоянии здоровья из базы данных Министерства здравоохранения РУз). Если же имеются какие-либо несоответствия, то родителям направляется соответствующее уведомление для принятия мер по их устранению.
5-й шаг. В случае соответствия информации требованиям система проверяет совпадение полей заявления и запрашиваемой информации и вносит ребенка в список. Создается уведомление о принятии ребенка в дошкольное общеобразовательное учреждение, ему присваивается порядковый номер и отправляется родителям.
Далее соответствующая информация отправляется в детские сады (списки могут направляться еженедельно через факс, e-mail или другие средства связи). На основании полученного уведомления и порядкового номера ребенок принимается в детский сад.
В рамках совершенствования законодательства при передаче направления в детский сад для того, чтобы у родителей руководство детского сада не требовало пакет дополнительных документов, предлагается официально оформить эти действия, так как исчерпывающий перечень документов позволит избежать спорных вопросов.
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ИЛИ СИСТЕМ
В оказании услуги информационные системы и базы данных должны выполнять функции в соответствии с приведенной таблицей.
Упрощение и автоматизация должны сделать услугу по устройству детей в дошкольные учреждения прозрачной, удобной и эффективной. Ведь это позволит сократить живую очередь и упорядочить очередность, сделать максимально открытой информацию для родителей о фактической очередности в дошкольные учреждения, устранить даже малейшие намеки на коррупционный характер приема детей в детские сады в обход очередности.