Турецкому оператору Turkcell удалось привлечь 1,4 миллиона пользователей TV+ всего за 2 года. В чем же секрет такого успеха?
На волне всеобщей любви к мобильному видео компании Turkcell удалось увеличить свою абонентскую базу TV+ на 1 миллион всего за два года. Двигаясь вперед, крупнейшая в Турции телекоммуникационная компания рассматривает видео как новый катализатор роста. Директор по маркетингу Исмаил Бутун (Ismail Butun) объясняет, почему.
Большие возможности
Не секрет, что в последние несколько лет телекоммуникационные компании на фоне стагнации рынка испытывают замедление роста и снижение прибыли. Для того чтобы конкурировать с игроками OTT и соответствовать меняющемуся образу жизни абонентов, они постоянно ищут новые пути роста. Исмаил Бутун, который проработал на рынке товаров повседневного спроса в течение 16 лет до прихода в Turkcell, настроен оптимистически, полагая, что сейчас наступил период широких возможностей для телекоммуникационных компаний: «Со стороны виден огромный потенциал для развития нашей отрасли, и для нас это является большой удачей». Одной такой возможностью, по его словам, является мобильное видео.
Как и любой руководитель высшего звена г-н Бутун внимательно следит за тенденциями в отрасли, и ситуация с мобильными данными вызывает у него особый энтузиазм. По данным Statcounter в ноябре 2016 года число интернет-пользователей мобильных устройств впервые превысило число выходящих в сеть при помощи ПК, что подтверждает мысль г-на Бутуна об «историческом моменте». И эта тенденция продолжает развиваться. Согласно отчету Visual Networking Index в период между 2016 и 2021 годами глобальный мобильный трафик данных увеличится в семь раз.
«В 2016 году на долю мобильного видеотрафика приходилось 60 процентов общего мобильного трафика, а к 2021 году более 78 процентов мирового мобильного трафика будут составлять видеоуслуги, — отмечает Исмаил Бутун. — Так как Turkcell в настоящее время меняет свою роль поставщика сетевых услуг, намереваясь стать провайдером, ориентированным на достижение положительного клиентского опыта, основное внимание мы уделяем мобильным данным и видео».
Идеальный шторм
Когда речь заходит о видео, Бутун считает, что Turkcell занимает уникальную позицию благодаря своей инфраструктуре и данным о клиентах. Компания, обслуживающая 68,9 миллионов абонентов в девяти странах, является ведущим оператором мобильной связи в Турции с абонентской базой в 34 миллиона. С точки зрения позиционирования на рынке, Turkcell является интегрированным оператором связи, который предлагает фиксированный и мобильный широкополосный доступ, а также услуги телевидения и музыкальные сервисы. По словам Исмаила Бутуна, компания способна предоставлять комплекс услуг. «Мы считаем, что находимся в эпицентре идеального шторма». По данным на июль 2016 года, оператор протянул оптоволокно в 2,5 миллиона домов, в результате выросшая абонентская база стала второй в стране после Министерства здравоохранения.
В конце 2014 года компания Turkcell запустила собственную ТВ-платформу. Она вышла на рынок с двумя продуктами — IPTV для домашних пользователей и OTT для мобильных пользователей — доступными в пакетах под названием «фантастическая четверка» (англ. «quadruple play»).
С самого начала качество сервиса было настолько высоким, что уже в первый год привлекло 560 000 пользователей. После этого, в 2016 году были реализованы еще две цели. В апреле Turkcell запустила 4,5G-сеть, а два месяца спустя было внедрено потоковое вещание 4K-видео.
Добавился и новый контент в виде английской премьер-лиги и НБА, который был развернут на новой ТВ-платформе в сентябре 2016 года. Известно, что в прошлом году оператор добавил более 50 HD-каналов, включая Animal planet, Discovery и Disney, а также два популярных спортивных канала. «Наш контент действительно стал намного богаче, чем в прошлом году, — признает Бутун. — Это позволило нам занять хорошую позицию на рынке. А превосходное качество 4K-видео благодаря 4,5G-сети вполне себя оправдало». И цифры подтверждают: в конце 2016 года число пользователей ТВ-услуг Turkcell составило 1 миллион. «На стороне IPTV у нас 360 000 абонентов и 700 000 на стороне OTT».
Контент + Инфраструктура
Turkcell TV+ является облачной услугой, которая поддерживает коррекцию разницы во времени между часовыми поясами и видео по требованию. Данная услуга является персонализированной и интерактивной, так как пользователи могут заранее указать свои предпочтения. Однако Бутун считает, что основным достоинством TV+ являются возможности непрерывного мультиэкранного вещания: «Если Вы являетесь пользователем IPTV и начали смотреть фильм или футбольный матч по телевизору, то выйдя из дома Вы сможете продолжить просмотр с планшета или мобильного телефона». Предложение также предоставляет четыре потоковых канала, добавляя положительных впечатлений. Более того, объединенные в пакеты сервисы позволяют избежать потрясений, испытываемых клиентами при получении счетов. «Наших пользователей ждут только приятные сюрпризы», — поделился Исмаил Бутун.
Он выделяет два главных фактора успеха телевизионной стратегии Turkcell: «Богатый контент и отличная инфраструктура». Безусловно, данные концепции не являются новыми, но реализация их на практике и является тем фактором, который отличает предложение Turkcell TV+ от конкурирующих продуктов. Стандартная OTT-платформа, как правило, предоставляет видео по требованию для показа фильмов и трансляции теле-шоу. Платформа Turkcell, однако, позволяет клиентам выбирать из более «чем 120 live-каналов, к которым относятся все национальные каналы и большинство местных телевизионных каналов, в дополнение к услугам VoD», — объясняет Бутун.
Возможности 4,5G
Когда речь заходит о сетях, Бутун подчеркивает, что «3G-сеть — это хорошо, 4G — еще лучше. Но когда мы запустили 4,5G (в 2016 году), это стало настоящим событием!». Получив 47 процентов всего доступного в стране спектра, компания Turkcell стала известна в Турции своим скоростным фиксированным и мобильным Интернетом, при этом инструментом Speedtest Ookla 2016 была зафиксирована скорость загрузки 375 Мбит/с. «Мы гордимся нашей инфраструктурой, — говорит Бутун. Это важно, потому что богатый контент сам по себе ничего не значит, если он постоянно буферизуется».
В 2014 году максимальная скорость загрузки составила 1,6 Гбит/с. К 2016 году она увеличилась почти в 18 раз и достигла показателя 24 Гбит/с, а к концу 2017 планируется довести его до 29 Гбит/с. Количество потребляемого трафика ТВ также находится на подъеме. До ввода LTE это было около 7 минут в день на абонента, но сейчас это уже 40 минут. «Это огромный, огромный трафик! — утверждает Бутун. — Это была наша цель, и мы достигли ее раньше, чем планировали».
Что дальше?
Исмаил Бутун оптимистично смотрит на увеличение абонентской базы: «В Турции 21 миллион семей и 80 миллионов граждан. На данный момент мы имеет 1 миллион абонентов. Поэтому нам есть куда расти». Не давая конкретных прогнозов роста, г-н Бутун намекает, что Turkcell может откорректировать свои задачи, потому что текущий рост уже превысил целевые показатели.
Тем не менее, телекоммуникационная компания знает, что ей требуется правильная бизнес-модель, потому что телевизионный бизнес очень дорог из-за контента. «Чтобы оправдать вложения в контент, необходимо создать очень устойчивую бизнес-модель. Для повышения ARPU требуется определить среднюю цену для тарифных пакетов с различным контентом».
Для бесперебойного предоставления услуг потокового видео высочайшего качества, в ближайшем будущем компания планирует перейти от HD к UHD-формату. И здесь на помощь приходит Huawei. «Huawei — это наш поставщик инфраструктуры и ТВ-платформы, — утверждает Бутун. — Huawei разрабатывает новые функции для IPTV и OTT каждый месяц. И мы надеемся на еще более быстрые темпы». Компания также работает над такими ключевыми технологиями, как CDN и сжатие видео.
Когда речь идет о телевизионном бизнесе, Исмаил Бутун не ставит технологии, как таковые, на первое место: «Что бы мы ни делали в ближайшие пять лет, какие бы технологии ни появлялись, мы никогда не должны забывать, что главная связь, над которой мы работаем, это связь с людьми».