Одной из важнейших задач современности является формирование информационного общества – общества, в котором процессы сбора, обработки, анализа, передачи информации немаловажны для различных сфер человеческой деятельности.
Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных
фактов, по приданию исполнительской силы долговым и платежным документам,
осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по
охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества.
Нотариусы консультируют обращающихся к ним людей, разъясняют смысл, значение
и последствия совершаемых гражданами действий. Именно на нотариат возложена
обязанность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в
правовой сфере.
Система «Нотариат» освободит продавцов недвижимости от сбора справок в
коммунальных службах.
В целях широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деят ельность государственных нотариальных контор и повышения качества оказываемых населению услуг 27 февраля 2017 года за № 106 принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию порядка нотариального удостоверения сделок с применением межведомственного электронного взаимодействия». Этот документ подразумевает новый механизм сделок купли-продажи, мены и дарения недвижимого имущества с применением межведомственного электронного взаимодействия, которое будет осуществляться в городе Ташкенте с 1 июля 2017 года, а по всей территории Республики Узбекистан – с 1 июля 2018 года.
Согласно приказу министра юстиции Республики Узбекистан от 11 июля 2016 года № 151, с 1 января 2017 года введена в действие автоматизированная система данных нотариусов «Нотариат». Система автоматизирует процедуры, связанные с осуществлением нотариальных действий, формирует единую базу данных по запрещениям, отчуждениям и аресту недвижимого имущества и автомототранспортных
средств. Кроме того, «Нотариус» подключен к межведомственному электронному
взаимодействию, поэтому также с помощью системы оказываются государствен-
ные услуги, связанные с нотариатом.
КАК БЫЛО
Раньше при нотариальном удостоверении сделок купли-продажи, мены и дарения
недвижимого имущества по закону нужно было предоставить справки об отсутствии
задолженности по налогам, коммунальным услугам и электрической энергии, а также
данные из кадастровой службы о принадлежности и составе зданий и сооружений.
Нужно было полностью закрыть задолженность перед коммунальными службами и
сделать небольшую предоплату.
Гражданам необходимо было предоставить соответствующим организациям документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право собственности (пользования) на недвижимость, выписку из домовой книги, акт обследования внутридомовой системы. И в итоге, чтобы попасть к нотариусу, необходимо было обойти более десяти организаций. Сбор справок занимал от двух недель до месяца. Из-за этого люди вынуждены были постоянно отпрашиваться с работы и часами стоять в больших очередях.
КАК БУДЕТ
С 1 июля 2017 года задолженность по коммунальным услугам можно будет
оплатить сразу в нотариальной конторе.
На веб-сайте www.minjust.uz Министерства юстиции Республики Узбекистан размещен Калькулятор расчетов нотариальных услуг, где граждане могут ознакомиться со ставками и размерами платы за совершение нотариусами дополнительных действий правового и технического характера.
В соответствии с пунктом первым Положения о порядке поочередной регистрации обращений физических и юридических лиц в государственных нотариальных
конторах (рег. № 2646 от 30 декабря 2014 года) физические и юридические лица
вправе обратиться с просьбой о приеме к нотариусу в удобное для них и конкретное
время путем непосредственного приема или по телефону, в письменной либо электронной форме, в том числе через Единый портал интерактивных государственных
услуг Республики Узбекистан.
Постановление упростило практику сбора гражданами бумажных справок.
Теперь можно будет автоматически проверить все задолженности по налогам, и если
они имеются, заявитель может погасить долг прямо в кассе нотариальной конторы,
в том числе через электронные платежные системы.
«Нотариат» благодаря предварительной электронной записи и проверке задолженности по коммунальным услугам серьезно облегчит и работу нотариусам. Поэтому ожидается, что все нововведения существенно улучшат процесс сделки с недвижимостью и увеличат «пропускную способность» нотариальных контор.
Комментарий нотариуса Ирины Бондаренко:
«Благодаря системе «Нотариат» с начала 2017 года получение информации о наличии запрещений и арестов на автотранспорт и недвижимое имущество нотариус получает непосредственно из уже действующей сформированной базы. В первую очередь
это удобно гражданам, ведь очередь в нотариальных конторах значительно уменьшилась. Во-вторых, таким образом исключена возможность подделки заинтересованными лицами информации о наличии запретов и арестов. Конечно, возникают некоторые вопросы по использованию этой системы, но они, конечно, решаемы, ведь все новое требует определенного времени и практики».