Сегодня практически на все сферы человеческой деятельности стали влиять компьютерные технологии, обеспечивая распространение информационных потоков в обществе, тем самым образуя глобальное информационное пространство. Не осталось в стороне и образование. Для того, чтобы сделать ближе друг к другу школу, родителей и учеников, в некоторых учебных заведениях нашей республики вводят в эксплуатацию электронный дневник, который в итоге должен заменить существующий на протяжении нескольких десятков лет бумажный аналог. С этим интересным нововведением и другими образовательными проектами, запущенными в тестовом режиме, знакомит нас руководитель проекта «Smart Education» Татьяна Ан.
Какие инновационные проекты разрабатываются параллельно с «Smart Education» и их роль в учебных процессах?
– В настоящее время в республике кроме проекта «Smart Education» разработано еще несколько программных национальных продуктов. Это «EduCard», цель которой стать единой безналичной платежной системой для учащихся образовательных учреждений РУз. В рамках проекта предусматривается разработка единой идентификационной карты учащегося, совмещающей в себе образовательную карту и функционал полноценной банковской карты. Также «GAP» – национальный мессенджер, рассчитанный на обмен текстовыми сообщениями, медиафайлами различных форматов.
Интересна разработка проекта «Muloqot.tv» – молодежная интерактивная платформа в формате онлайн-телевидения для молодежи, которая объединяет творчески одаренных людей со всех регионов республики. ТV-канал будет состоять из молодежных программ, ток-шоу, новостей и видеороликов, юмористических, аналитических программ и документальных фильмов. Принципиальная особенность интерактивной платформы в осуществлении всей работы канала силами самой молодежи при взаимодействии с университетами и школьными творческими объединениями.
Разработчиком этих социальных проектов является АК «Узбектелеком» при содействии Министерства по развитию ИТ и коммуникаций РУз, Агентства по науке и технологиям, Демократической партии «Миллий тикланиш», АК «Алокабанк», а также Центров – развития системы «Электронное правительство», среднего специального профессионального образования (ЦССПО) и UZINFOCOM.
По замыслу специалистов, современные инновационные технологии должны создать единое информационное поле интеграции учебных заведений с наукой и производством, сделать прозрачной систему объективной оценки качества образовательного процесса и подготовки кадров, показать реальные механизмы взаимодействия непрерывного образования с наукой и производством. Таким образом, внедрение инновационных проектов в образовательный процесс позволит построить социальный лифт для интеграции непрерывного образования с современными потребностями рынка труда, а также станет дополнительным стимулом для развития и внедрения информационных идей в сферу образования. Такие проекты формируют социальное сетевое взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса и становятся отличным инструментом для проведения молодежной политики в лице государственных структур.
Что касается проекта «Smart Education», то он смодулирован как интернет-портал, объединяющий возможности электронного документооборота в сфере образования с инструментами социального взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Этот момент легко прослеживается на схеме.
Расскажите о возможностях «Smart Education».
– В основные возможности проекта «Smart Education» входит следующее:
- сетевое взаимодействие (здесь подразумевается создание единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса, то есть государственные органы управления и контроля образования, администрация учебных заведений, преподаватели, учащиеся и родители всегда могут оперативно взаимодействовать между собой);
- автоматизация учебного процесса (электронный журнал, календарно-тематическое планирование, расписание и др.);
- инструмент для анализа эффективности качества обучения (это различные отчеты, которые формирует система, на основе вводимых данных);
- портфолио учащегося (на основе вводимых данных система позволяет показать образовательный рейтинг учащегося, учебные и внеучебные достижения, анализ успеваемости по различным предметам. На основе таких данных ученик может на каждом этапе обучения делать осознанный выбор дальнейшего профиля своего обучения).
Также в рамках проекта «Smart Education» было разработано два мобильных приложения.
Первое приложение рассчитано для родителей и детей и обладает набором определенных функций, например, показывает данные по у спеваемости и посещаемости в режиме онлайн, и напоминает дневник, который используется в настоящее время. В электронном аналоге дневника можно написать сообщение преподавателю и просмотреть замечания педагога. Проследить и сделать аналитику успеваемости ученика. Это приложение – просто находка для родителей. С его помощью можно получать информацию, по каким предметам ребенок отстает и в чем не обходимо подтянуть его знания, дистанционно наблюдать время и дату непосещения уроков.
Второе приложение системы «Smar t Education» разработано только д ля преподавателей. Оно позво ляет выставлять оценки в э лектронный журнал не только с к омпьютера, но и испо льзовать любой гадж ет, например, смартфон или планшет.
В рамках проекта планируется внедрить инновационные ID-карты для учащихся, которые позволят совместить функционал образовательной карты с полноценной банковской картой. Этим проектом является проект «EduCard», который тесно связан с «Smar t Education».
Каковы функции проекта «EduCard»?
– «EduCard» – это карта, которая выступает официальным документом в идентификации ученика за счет встроенного чипа NFC. Новшеством в ней считается тот факт, что она не только подтверждает личность и статус своего владельца, а также предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам, позволяя вести учет системы льгот и скидок для учащихся.
С помощью мобильног о приложения родители могут установить лимит расходов на ме сяц, неделю, день, в том числе просмотреть отчет о состоянии личного счета, расходах ребенка и многое другое.
В случае утери карты ее можно заблокировать, обратившись в отдел техподдержки учебного заведения. Срок ее действия пять лет.
В каких учебных заведениях функционируют инновационные проекты?
– Система «Smart Education» в течение года проходила тестирование и показала себя с положительной стороны. Основными ее пользователями стали около 20 учебных заведений как города Ташкента, так и Ташкентской области.
В испытаниях участвовали волонтеры Республиканского колледжа олимпийского резерва г. Ташкента, Чирчикского академического лицея при ТХТИ, Зангиатинского академического лицея при НУУз, 5-го академического лицея при ТГТУ, школы №89 г. Ташкента, а также учащиеся ТПКИТ.
До внедрения проектов в более крупных масштабах «пионером» можно назвать школу «Sehriyo», которая первой внедрила систему «Smart Education». В настоящее время около 300 учебных заведений по республике находятся в процессе внедрения системы «Smart Education» в учебный процесс. Проекты «EduCard», «GAP», «Mulogot.tv» в качестве пилотных проектов пока проходят тестирование в Ташкентском профессиональном колледже информационных технологий (ТПКИТ).
NFC расшифровывается как Near Field Communication, т. е. «ближняя бесконтактная связь». По своей сути это небольшой чип, который может быть встроен как в смарт-карты, так и в смартфон, выполняя передачу данных на очень короткие расстояния и с весьма мизерной скоростью.
По данным специалистов, NFC очень близка к технологии RFID, которую используют для пометки продуктов в супермаркетах. Эта технология базируется на позднем стандарте ISO/IEC 14443 (смарт-карты) и спроектирована для использования в переносной электронике, выполняя безопасные транзакции.
В итоге результаты внедрения проектов в реальный учебный процесс?
– Благодаря реализации этих проектов станет возможным следующее:
- создание единого информационного поля для всех участников образовательного процесса;
- внедрение единой ID-карты учащегося, которая совмещает функционал образовательной карты и полноценной банковской карты;
- построение портфолио учащихся для проведения широкомасштабного мониторинга различной направленности;
- создание механизмов мотивации и стимулирования преподавателей и учащихся, создание системы контроля полного цикла подготовки и ориентировки в информационном пространстве как учащихся, так и педагогов.