Прежде чем рассуждать о вероятности создания универсальных решений от банковского сектора для сегмента э-коммерции, нужно признать, что существующие на сегодняшний день решения не выглядят привлекательными. Тем не менее рынок э-коммерции в Узбекистане расширяется. Известно, что недавно была сформирована Ассоциация электронной коммерции Узбекистана, куда уже успели вступить многие крупные представители сферы e-commerce в Узбекистане. Банковскому сектору следует поторопиться с предложением достойных решений для субъектов электронной коммерции, чтобы не упустить потенциальных клиентов.
Конечно, не так просто ответить на вопрос «Какой же банк нужен электронной коммерции?», не сев с представителями рынка e-commerce за стол переговоров по этому поводу. Но некоторые моменты можно проанализировать самостоятельно, что мы и попробуем сделать.
Итак, вопросов у игроков электронной коммерции к банкам немало. В частности, наиболее острыми из них на текущий момент являются вопросы, связанные с осуществлением транзакций и механизмом гарантий со стороны банков. Также пока не совсем понятно, какой информацией должны обмениваться между собой интернет-магазины и банки. И вообще, правильно ли сейчас выстроена цепочка финансовых транзакций в интернет-магазинах? Но чтобы дать какие-то более или менее внятные ответы на эти вопросы, следует изучить цепочку действий в деятельности интернет-магазинов: от визита клиента на сайт магазина и до того, как он получит заказанный товар. При этом ясно уже одно – если банки не будут предлагать действительно работающие механизмы э-коммерции, это может сильно сказаться на развитии данной сферы. Попробуем выделить наиболее значимые на сегодняшний день проблемы э-коммерции.
- По мнению некоторых владельцев интернет-магазинов, при финансовых операциях банки должны выступать гарантом между интернет-магазином и клиентом, то есть быть гарантом платежа. Здесь, конечно, может возникнуть немало дополнительных моментов: банк должен будет обеспечивать как возврат, так и доставку платежей, а также контролировать транзакции. Одной из значимых проблем в этом вопросе является выдача овердрафта транзакций.
- Другой вопрос касается эквайринга, открытия E-POS, сумовых и валютных интернет-эквайрингов. Среди них сразу выделяется проблема валютного эквайринга: здесь очень много юридических моментов, связанных с предоставлением финансовой информации органам таможни, и с тем, как соответствующие органы будут получать информацию об отчетности по платежам. Изучая эти вопросы, мы должны подразумевать не только разработку соответствующих решений, но и учитывать валютное регулирование и работу юристов – решение должно быть комплексным.
- Третья проблема – ведение бухгалтерии интернет-магазинов. Тут скорее проблема в налаженности работы между отделом продаж интернет-магазина, бухгалтерией и банком. Когда товар уходит в «онлайне», деньги тоже поступают онлайн, а значит, может случиться так, что информация об очень многих транзакциях поступит в банк, а бухгалтерия останется в неведении. Должна быть некая платформа, которая будет синхронизировать все эти процессы.
Что касается решения по последнему вопросу, то его можно будет решить через механизм интернет-банкинга, способного предоставлять все сервисы, связанные со статусами платежей.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Говоря о зарубежном опыте, можно выделить некоторые примеры стран Европы, где решения по данной проблеме выглядят более упорядоченно. В Европе есть платежные системы, охватывающие нужные секторы и банки, которые предлагают некую платформу для своих клиентов, где последние могут следить за тем, когда и куда попадают деньги, статус их зачисления и т. д. При этом все это синхронизируется – статусы меняются параллельно с процедурами интернет-магазина и процессами банка.
В России, например, некоторые банки соединены с уже готовыми платформами. Данные площадки ведут бухгалтерию интернет-магазинов, а также занимаются приемом информации от банка, которую дальше делят на процессы. Для интернет-магазина это очень удобно: администрация магазина может следить за притоком и оттоком денег, при этом нет необходимости звонить в банк или налоговый орган. Платформа принимает информацию от банка, от интернет-магазина и сама создает все отчетности, а потом нужную информацию передает клиентам, банку, налоговому органу и поставщику.
ЧТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ?
Банки должны изменить подход к клиентам, представляющим сегмент э-коммерции. Неважно, будь это фармацевтический бизнес, общепит или интернет-магазины, подход банков к клиентам должен стать партнерским. При этом продукты, созданные совместно с клиентами, могут в дальнейшем пользоваться успехом. В этом случае необходимо отойти от понятия «банк и клиент».
ЧТО НУЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ?
Интернет-магазинам необходимо предложить API – платформу, с помощью которой можно охватить весь процесс движения денежных средств. Для этого, конечно, потребуется привлечь немало специалистов. Тем не менее финансовые процессы интернет-магазинов банки должны взять на себя.
Решений может быть много, и они должны подходить клиентам. Думаю, в первую очередь нужно решить вопросы автоматизации бухгалтерии интернет-магазинов. Чтобы все они работали в едином процессе, им нужно находиться в одном пространстве. Это пространство должно быть закрытым, так как речь идет об информации о финансовых транзакциях, и в нем также должна быть некая общая идентификация. Важно, чтобы каждая компания при регистрации получала ЭЦП от налогового органа, в том числе и банки.
Банки должны предлагать специальные тарифы и продукты для электронной коммерции. Но без обсуждения этих вопросов не решить проблемы. Мы видим только верхушку айсберга – если присмотреться, можно обнаружить достаточное количество проблем. Сейчас интернет-магазинам больше интересны не столько ставки по кредитам, дебетовые обороты или тарифная политика банков, сколько их решения. Банки должны разговаривать с представителями сферы электронной коммерции на их языке, даже если придется говорить с каждым отдельным субъектом тет-а-тет.