О развитии системы розничных интернет-платежей Websum

234

В 2010 году, когда с рынка исчез Webmoney Uzbekistan (WMY) и eKarmon, был образован Websum, который стал в то время одним из первых, кто начал развивать электронную коммерцию в стране. В 2016 году Websum столкнулся с трудностями и проблемами и вынужден был приостановить свою деятельность. Но все уже позади, и сегодня все готово к перезапуску обновленной системы Websum.

О том, как все начиналось и как сегодня обстоят дела у Websum, корреспондент ICTNEWS побеседовал с генеральным директором компании Ильдаром Садыковым.

Когда и как появилась платежная система Websum? 

– Впервые идея Websum возникла в 2007 г. на примере Webmoney и «Яндекс. Денег», которые появились в конце 1990-х годов. Но мы поняли, что в Узбекистане вводить это было еще рано – слабое на тот момент развитие мобильного интернета и его дороговизна, а также низкий уровень компьютерной грамотности отсрочили сроки запуска. В это же время у нас появляются две платежные компании – eKarmon и webmoney.uz. Но они быстро закрылись в связи с низкой рентабельностью.

Чего, на ваш взгляд, тогда не хватило для развития электронной коммерции в Узбекистане?

– Нужно было, чтобы поднялся электронный бизнес, который начал развиваться в Узбекистане лишь в 2010 году. Как раз в тот год мы и решили попробовать запуститься. Первые полтора года, конечно, было очень тяжело объяснить поставщикам услуг и обычным гражданам, что теперь можно платить не только через Paynet, но и через электронные кошельки в интернете в режиме online, причем, не выходя из дома.

Websum – платежная система, позволяющая пользователям моментально покупать и реализовывать товары, а также оказывать разнообразные услуги с помощью интернета. Официальный сайт платежной системы – www.websum.uz. Расчеты внутри системы  производятся с помощью учетных единиц WSM – эквивалента узбекского сума, при этом один сум равен 1 WSM.

Что было взято за основу при появлении платежной системы Websum?

– С самого начала мы решили идти по направлению «Яндекс.Денег» и взяли за основу такие успешные модели, как B2С и C2C. Преимущество этой модели в том, что количество посредников намного уменьшается, что, естественно, приводит к росту прибыли. Если взять для примера компанию Paynet, то сначала идет первый поставщик, потом Paynet, потом агентская точка и только потом сам пользователь. В нашей же системе идет только поставщик, мы и пользователь. Нашей главной задачей было стереть границы, чтобы человек мог сам с компьютера или телефона оплачивать свои услуги. Мы сделали систему электронных кошельков, т. е. у каждого пользователя есть своя ячейка в системе, причем пользователь может пополнять ее денежными средствами и оплачивать услуги. Для этого пользователь должен зарегистрироваться в нашей системе и пройти проверку личности.

Как могли пользователи пополнять свой электронный кошелек до подключения Uzcard?

– На тот момент пополнение своего кошелька было возможным только наличными через банк, при этом деньги зачислялись в течение трех дней. Чуть позже, после появления UzkardEMV, мы совместно с ЕОПЦ впервые в Узбекистане запустили услугу пополнения электронных кошельков через онлайн-карту.

Кто были первыми пользователями платежной системы Websum?

– Мы сразу определили наш контингент – это были программисты и те, кто работал с зарубежным рынком, а также наши сограждане, которые жили или работали за пределами Узбекистана и хотели помочь своим родным и близким в оплате тех или иных услуг компаний на территории Узбекистана.

В связи с чем в 2016 году Websum приостановила свою деятельность?

– Так случилось, что соучредитель своими действиями нанес вред деятельности компании, и мы были вынуждены приостановить свою работу, чтобы полностью обновить программное обеспечение и, по сути, создать новую систему Websum с новыми возможностями для ведения бизнеса в интернете.

Пострадали ли пользователи Websum?

– Никто из наших пользователей не пострадал. Пострадал Websum в целом. Поэтому мы приняли решение полностью поменять концепцию и подход к безопасности системы.

Наверняка во время приостановки вашей деятельности произошли некоторые изменения, расскажите об этом.

– Мы занимались разработкой нового программного обеспечения. Прислушавшись к пожеланиям наших поставщиков услуг и пользователей, приложили весь свой опыт для того, чтобы сделать нашу систему намного безопаснее, функциональнее и в то же время проще в использовании. Также за это время мы разработали мобильное приложение для смартфонов.

Чем ваш принцип работы отличается от современных мобильных приложений?

– Это приложения, которые привязаны к карте и банку. Это внутренние услуги, мобильные операторы, интернет-провайдеры. Также это возможность работать с зарубежными партнерами, системами и людьми. Мы уникальны тем, что через нашу систему мы можем предоставлять товары и услуги по всему миру.

Согласно отечественному законодательству, все свои товары мы должны продавать за сумы. А вот представьте, что я гражданин Германии и там же живу. Я захожу на сайт компании из Узбекистана, которая производит товары прикладного искусства, и, допустим, хочу купить дорогой ковер. Что мне делать? У меня нет узбекских сумов, но мне обязательно надо найти способ купить этот товар. Мне нужно лететь в Узбекистан, тратить деньги на билет, искать магазин, менять деньги. Чем в таком случае полезна наша система для иностранного покупателя? Тот магазин, в котором я увидел ковер, может стать нашим поставщиком услуг. Он подключается к нашей площадке, а гражданин Германии, увидев понравившийся ему товар, заводит себе электронный кошелек в нашей системе, пополняет его и получает учетные единицы WSM. Далее, после проведения покупки мы преобразуем их в сумы и передаем поставщику.

Ваши планы на будущее?

– Мы планируем продолжать развивать электронную коммерцию, внедрять новые услуги и возможности для поставщиков услуг и наших пользователей. Так, мы уже вернули в систему платежей онлайн-игры, также мы тестируем разработанное мобильное приложение для смартфонов. Я считаю, что необходимо проводить семинары по развитию электронной коммерции, приглашать специалистов из других стран и обмениваться опытом.

Что сейчас необходимо сделать для развития электронной коммерции в Узбекистане?

Некоторые секторы рынка электронной коммерции в Узбекистане пока еще мало охвачены. В основном это интернет-магазины, электронные билеты, продажа туристических пакетов. На мой взгляд, все это очень востребовано сегодня. Также необходимо организовать комфортные условия для известных мировых брендов. Возможности электронной коммерции сегодня просто безграничны, тем более у нас в Узбекистане. В современном мире электронная торговля занимает одно из ведущих мест в ведении бизнеса: она обеспечивает потребителей необходимыми товарами и услугами, она объединяет страны и континенты.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: