Сегодня в нашу жизнь стремительно входят высокие технологии, например, «умный дом» или интерактивные художественные выставки. Сегодня, когда мы семимильными шагами движемся навстречу инновациям, крайне важно помочь детям приспособиться и влиться в эту вселенную новшеств и изобретений.
О том, зачем и как детям изучать робототехнику, мы побеседовали с преподавателем школы «ROBOKIDZ» Эльдаром Аппазовым.
– Как вы считаете, нужно ли изучать робототехнику в начальных классах школы?
– У ребенка с раннего детства можно заметить интерес к технике, и надо поддержать его и рекомендовать родителям помочь ему развиваться в этом направлении.
Преподавать детям программирование лучше в форме игры.
Инженерно-технической деятельностью можно начинать заниматься даже с детского сада. Многие знают, что детское техническое творчество – это основа профессионального выбора. Люди постоянно улучшают среду своего обитания, дополняя ее новыми элементами. Уже давно человека повсюду сопровождают автоматизированные устройства, которые помогают ему быстро и результативно решать многие задачи. Самые сложные и умные из этих устройств называются роботами. Изначально роботов придумывали для помощи человеку при физической работе в сложных условиях. Но теперь диапазон их применения расширяется с каждым днем. Сегодня роботы задействованы практически во всех направлениях жизнедеятельности и производства. В торговле, медицине, сельском хозяйстве, в обслуживании населения, на транспорте. Это ведет к изменению качественных характеристик рынка труда и новым требованиям к образовательным услугам.
– Расскажите об основной идее вашей школы.
– Основной идеей нашей школы является привитие любви к познанию и изучению инженерно-технической деятельности, а вместе с этим и любвик изучению технических наук. Мы знакомим ребят с профессиями будущего и развиваем навыки коллективного участия в проектах. В тот момент, когда ребенок создает свои первые модели, он впервые начинает понимать основные принципы конструирования и программирования. Наши основные направления – это соревновательная и спортивная робототехника, которые направлены на участие во всевозможных робототехнических конкурсах и фестивалях.
– В чем особенность конструкторов, например, «LEGO»?
– В основном для достижения определенных целей, конечно же, используются различные конструкторы. Решений на сегодняшний день очень много: «Tetrix», «Matrix», «Vex IQ», «Makeblock», «ТРИК», «Arduino», «Raspberry Pi», но наиболее популярная – образовательная линейка «LEGO». С помощью этих конструкторов можно воплощать в жизнь самые разные идеи – от простых машинок до настоящих роботов, которые, например, могут самостоятельно собирать кубик Рубика или даже прототип 3D-принтера. В этих конструкторах есть и микроконтроллеры, и датчики, и такие исполнительные элементы, как мотор, экран и динамики.
«РобоФест» – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют
свои уникальные разработки. Идея его проведения родилась у Олега Дерипаски в 2007 году после посещения всемирных соревнований роботов FIRST (For Inspiration and Recognition of Science and Technology – «Развитие и поощрение интереса к науке и технике»)
– Нужно ли хорошо знать математику, физику и информатику, чтобы заниматься робототехникой на хорошем уровне?
– Я думаю, что каждый человек прежде всего должен быть специалистом в какой-то одной узкой области. Робототехника – это набор дисциплин, довольно плотно связанных друг с другом: программирование, инженерия, механика, электроника. Роботов не может собирать один человек: этим всегда занимается целая команда, в которой есть четкое распределение обязанностей.
Поэтому детям, которые увлекаются робототехникой, надо стремиться стать грамотными инженерами, программистами и математиками. При этом формируя поверхностное мнение о других, смежных сферах научного знания.
Образовательная робототехника, как правило, начинается с конструкторов «LEGO», так как в э тих наборах соблюдается баланс к онструирования и программирования. После того, как ребенок освоит азы, он может углубиться в одно из направлений, более глубоко изучать программирование и конструирование.
– Когда наступает момент, при котором нужно «слезть» с конструктора?
– Никогда. Конструктор – это инструмент для создания и воплощения самых смелых и креативных идей. А как говорил нобелевский лауреат П.Л. Капица: «Хороший инженер должен состоять из четырех частей: на 25% быть теоретиком, на 25% – художником, на 25% – экспериментатором и на 25% – изобретателем». А изобретать и конструировать новые устройства с конструктором одно удовольствие для любого возраста.
– Что важно для программирования?
– Для программирования важны особый склад ума, выдержка, терпение, логическое мышление и самое главное – желание. Изучение языков сейчас более чем актуально. В сфере информационных технологий, например, английский нужно знать обязательно. Программируя, дети быстрее учат язык. Программирование учит ребенка тщательнее проверять сделанную им работу, подходить логически к выполнению задач, правильно задавать вопросы и работать в команде. На занятиях с уклоном в сторону программирования ученики работают с разными языками и программами.
– В Москве 7-9 марта прошел десятый всероссийский робототехнический фестиваль РобоФест 2018. Как известно, вы со своими учениками приняли участие в этом мероприятии. Расскажите, было интересно?
– Да, на сегодняшний день проводится очень много различных соревнований по робототехнике. В некоторых из них мы принимаем участие для того, чтобы помериться силами с другими робототехниками, а также оценить развитие данного направления в других странах. Первый раз мы приняли участие в международных соревнованиях в 2016 году на РобоФесте. Тогда мы отправили только одну команду, и наши ребята по итогам мероприятия заняли 6-е место в соревнованиях «AutoNet10+».
В этом году от нашей страны участвовало уже 6 команд, которые выступили в трех видах соревнований. Остановимся на этом поподробнее.
Первое соревнование называлось «Чертежник». В нем принимали участие 2 наши команды. Ребята должны были создать своего робота, который должен был проехать определенную геометрическую фигуру, начертив ее с помощью маркера. В этой категории соревновались ребята – ученики 3-4 классов. В этом соревновании принимали участие 120 команд. И хотя наши ребята не заняли призовых мест, они показали себя достойно. Саидакбар Усманбеков и Абдуллох Алаберганов попали в 30 лучших команд.
Другой вид состязаний назывался «Перевозчик». В нем также участвовали 2 наши команды. Ребята должны были создать своего робота, который был бы способен перевезти кубики разных цветов и в определенной последовательности с одного места в другое. При этом последовательность становится известна только в день соревнований. Здесь наши ребята не добились успехов, но сделали соответствующие выводы и уже рвутся в бой, чтобы на следующий год добиться высоких результатов.
И наконец, третий вид соревнований назывался «AutoNet10+», в котором мы также были представлены двумя командами. В этой дисциплине принимали участие ребята, которые уже не в первый раз выступали на международной арене и достигали хороших результатов. Поэтому примечательно, что в этой категории наша команда в лице Антона Ларина и Юрия Давлетьянца стала победителем. Вторая команда в лице Николая Кана и Станислава Ема тоже показала хороший результат. Обе наши команды прекрасно преодолели квалификацию в первый день, пробившись в топ 20. Во второй день на финальных заездах наши команды прекрасно справились с заданиями, в том числе успешно прошли собеседование с судьями. На этом этапе ребята должны были ответить на любой вопрос по к онструкции робота, суметь объяснить выбор различных механизмов, а также рассказать о программе, которую они создали для выполнения заданий. В итоге участникам дали дополнительное задание, в котором они должны были применить и адаптировать фрагмент алгоритма под аналогичную задачу.
Избитая фраза «Дети – наше будущее» сегодня звучит как никогда актуально. А с развитием технологий мир все больше будет нуждаться в поколениях, которые смогут приспособиться к изменениям и генерировать новые идеи.