Visa в Узбекистане: настоящее и будущее

Если окунуться в историю, то срок существования пластиковых карт не так уж велик. Первые пластиковые карты появились в 40-50-е годы прошлого века в США. Ими заменяли чековые книжки, расплачивались в магазинах за товары и услуги, использовали при оплате коммунальных услуг и других денежных платежей. Со временем дизайн карт менялся, впрочем, как и сами финансовые операции с ними. С внедрением и развитием новых технологий многим компаниям пришлось не только выпускать пластиковые карты, но и задуматься об их массовом внедрении в других странах мира…

На сегодняшний день мировое лидер­ство по распространенности захватили пластиковые карты VISA и MasterCard. Мы не будем рассказывать о преимуществах и достоинствах этих карт, а предоставим слово генеральному менеджеру VISA в странах Центральной Азии Галыму Та­былдиеву, который расскажет сегодня о внедрении карт VISA на территории Узбекистана.

Как вы оцениваете развитие банковского сектора в Узбекистане, в частности в сфере развития услуг, связанных с операциями по пластико­вым картам?

– На сегодняшний день VISA пред­ставляет собой глобальную платежную систему, объединяющую свыше 200 стран и использующую цифровую валюту вместо наличности и банковских чеков. VISA заинтересована в расширении присутствия компании в Узбекистане, при этом, как считают специалисты, унификация обмен­ных курсов и либерализация валютного рынка открывают для VISACard широкие возможности в стране.

С узбекскими банками работаем с 1993 года. Более 10 из них являются нашими потенциальными партнерами в Узбекиста­не. Наблюдаем активную позицию банков Узбекистана по развитию безналичных платежей с применением пластиковых карточек. Кроме того, в республике появ­ляется все больше новых продуктов и ре­шений, которые нам интересны. Со своей стороны, мы также имеем множество ин­тересных решений и цифровых продуктов, которые можно развивать в партнерстве с узбекскими банками.

Существует ли план или догово­ренность о взаимодействии междуна­родной системы VISA с национальной платежной системой UZCARD?

– Мы поддерживаем партнерские отношения со всеми странами, с которыми работаем, в том числе поддерживаем пар­тнерские отношения не только с банками, но и с правительственными учреждениями и организациями, а также технологически­ми компаниями, предлагающими интерес­ные для нас стартапы. У нас уже имеется интерес касательно сотрудничества с UZCARD, в частности в вопросах расшире­ния сети приема карт VISA.

Увеличивается ли количество интер­нет-транзакций в Узбекистане, как это происходит во многих странах, и как вы оцениваете развитие электронной коммерции в нашей стране?

– Как показывает статистика, в Узбеки­стане наблюдается заметное увеличение объемов электронной коммерции. Данный объем зависит в целом от транзакций, которые осуществляют ваши потребители, приобретая товары и услуги за рубежом. В этом отношении у Узбекистана большой потенциал, так как в стране очень развито ремесленничество и частное предпринима­тельство. В этой связи частный сектор может экспортировать свой товар держателям карт всего мира и таким образом интегрировать­ся в мировую экономику. В этом направле­нии наша компания и работает с банками – держатели карточек, проживающие за пределами Узбекистана, должны иметь возможность приобретать понравившиеся товары и получать услуги из Узбекистана с помощью электронной коммерции.

Чем привлекательна VISA для узбеки­станцев?

– Как уже можно убедиться, VISA на сегодняшний день приобрела огромный авторитет среди мировых пользовате­лей. Мы уделяем особое внимание трем составляющим. В них входит в первую оче­редь безопасность, затем – надежность, и, в-третьих, мы стараемся применять на деле инновационные идеи, которые связа­ны с картой VISA.

Проводим маркетинговые кампании совместно с нашими партнерами в целях мотивации как самих банков, так и держа­телей карт для проведения безналичных платежей как на территории Узбекистана, так и за рубежом, а также применяем различные цифровые решения, к которым можно отнести осуществление транзакций по мобильным платежам.

Вы сказали, что в первую очередь предпочтение отдается безопасности. Но в мире известны случаи мошенни­чества с картами. Является ли карта VISA исключением в этом вопросе?

– У нас в целях защиты имеется программа управления рисками, которая позволяет держателям карт застраховать потенциальные риски, которые могут быть связаны с несанкционированными зло­употреблениями в виде краж денежных средств с карты. Поэтому нашим верным держателям карт предоставляются бонусы в виде скидок или дополнительных услуг при пользовании картой. Также карта VISA имеет возможность дать небольшой офердрафт – расходование средств боль­ше суммы, находящейся на вашем счету, т. е. своеобразный займ.

Чаще всего несанкционированные попытки незаконного снятия безналичных средств происходят через интернет. Поэ­тому в целях защиты своих клиентов и их вкладов нами разработан сервис Verified by VISA («Проверено VISA»), обеспечиваю­щий дополнительную безопасность плате­жей при покупках через интернет.

Этот сервис имеет новейшую техно­логию 3-D Secure для карт VISA. Такая система может идентифицировать кли­ента банка, который совершает платеж в интернете. Услуга оказывается бесплатно и подключается сразу в банке, где об­служивается клиент. Новая разработка гарантирует, что все платежи совершает только владелец карты, а не кто-то другой, получивший доступ к карте банка. К тому же во время такой операции происходит процесс верификации, т. е. проводится за­прос одноразовых СМС-паролей, которые известны только владельцу карты.

Чтобы сервис начал работать, необхо­димо подключить услугу СМС-банк. Кроме того, при оплате товаров в интернет-мага­зинах, которые поддерживают программу VBV, необходимо знать, что на карте име­ется серийный номер, срок ее действия, а также фамилия держателя (по требова­нию). Эти данные обычно вводятся при осуществлении покупок через интернет.

В Узбекистане у компании VISA, не­сомненно, имеется огромный потенциал по внедрению решений и услуг на отече­ственном рынке. Однако пока их практи­ческая реализация является достаточно сложной задачей. Чтобы использовать карты во всем мире, нужно иметь привязку эмитированной в локальной валюте карты к международной системе. Для этого про­цесса необходимо автоматическое кон­вертирование сумовых средств в СКВ, при этом важно учитывать банковские процен­ты, которые взимаются за конверсионные операции.

Как считают специалисты, пока в этом направлении существуют определенные барьеры, так как многие зарубежные онлайн-магазины работают за СКВ. Для покупок в них приходится оформлять обычную валютную долларовую карту. Все это вызывает потерю времени при обме­не валюты и снижает возможности карт VISA. Несмотря на это, продолжающаяся либерализация валютной системы страны позволяет надеяться на то, что все возмож­ности карт VISA будут доступны населению уже в краткосрочной перспективе.