Виртуальная и дополненная реальности: куда движется индустрия

Совсем скоро новые, некогда казавшиеся фантастическими устройства станут обыденностью. Виртуальная и дополненная реальности в корне могут изменить наше взаимодействие с цифровым пространством. Очень скоро цифровой мир станет гораздо более реальным. Но уже сейчас компаниям стоит начать готовиться к этой трансформации, ведь многие устройства и технологии уже доступны. 2018 год и вовсе можно охарактеризовать как год появления полноценных VR/AR-устройств для массового рынка.   

Прошло два года с того момента, как мы начали создавать контент и программные продукты в формате виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Разумеется, эта индустрия стремительно развивается, и за прошедшие два года многое довольно сильно изменилось. В этой статье речь пойдет о том, куда движутся новые технологии и где их уже применяют. Первое, что очень радует нас – разработчиков и создателей контента, это тот факт, что устройства стали гораздо доступнее. Если раньше стоимость разработки контента была равна стоимости оборудования, то сейчас все в корне изменилось. Стоимость таких приспособлений снизилась за счет появления большого количества таких мобильных VR-устройств, как Oculus GO, Lenovo Mirage Solo и др., которые открыли новые сферы применения VR.

Наиболее часто VR используется для демонстрации того, что еще не существует или его невозможно увидеть. Пример: вы – производитель спецтехники и вам нужно презентовать ваши товары на выставке в другом городе или стране. Привезти с собой огромные машины очень проблематично и дорого, а вот захватить с собой ноутбук с VR-шлемом – это несложно. К тому же качество изображения и отслеживания движения (трекинг) в шлеме за последнее время заметно выросло, и при кропотливой работе можно создать контент, визуально очень близкий реальности.

СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ VR:
  • Демонстрация товаров, продуктов и проектов на выставках и презентациях. Виртуальные прогулки по будущим строительным объектам, в том числе квартирам и домам.
  • Виртуальная телепортация пользователя в любую точку мира, используя технологию 360 3D-фотовидеосъемки.
  • Разработка симуляторов и тренажеров с моделированием различных ситуаций.
  • «Street-PR» и маркетинг-акции.

Но иногда бывает так, что изолировать пользователя недопустимо или нежелательно. К примеру, во время переговоров будет странным надеть VR-шлем и потерять зрительный контакт с  окружающими. В такие моменты особенно актуальными становятся AR-очки.

В прозрачных очках становится возможным не терять зрительный контакт, но в то же время проецировать виртуальные объекты на реальный мир.

Идея дополнять реальность при помощи очков или линз является настолько заманчивой, что все больше и больше компаний инвестируют в дополненную реальность. Facebook, Microsoft, Google, Samsung, Epson, Lenovo, Magic Leap – этот список можно продолжать довольно долго, но больше всего специалистов интересует, конечно, что же приберегло для нас Apple. По последним данным, Apple инвестировал более миллиарда долларов в эту сферу, и в ближайшие годы мы сможем приобрести AR-очки Apple Glass по разумной цене в пределах стоимости Apple Watch.

Выход в массовую продажу таких очков станет новой эпохой для умных гаджетов. Большинство аналитиков прогнозирует, что на фоне удобных и компактных AR-очков смартфоны будут казаться устаревшими устройствами. Но пока доступных AR-очков нет, и именно смартфоны дают нам сейчас возможность ощутить дополненную реальность.

ПРИМЕНЕНИЕ AR:
  • Расширение видов печатной информации. Визитка, флаер-этикетка, баннер – все это при помощи AR-технологии может передавать гораздо больше информации, а в случае использования 3D-контента будет видно то, что нельзя увидеть на печатной продукции.
  • Проецирование виртуальных объектов на реальный мир с использованием технологии распознавания поверхностей. Технологии Apple ARkit и Google ARCore позволяют проецировать виртуальные объекты с высокой точностью.
  • Умные путеводители, карты, меню, знаки. Все эти объекты можно и скорее всего нужно дополнить полезной расширенной информацией.
  • Учебники, образовательные игры – еще один перспективный сегмент для дополненной реальности.

Будучи довольно схожими, виртуальная и дополненная реальности все же имеют довольно разные сферы применения, поэтому требования для этих устройств разные.

Для устройств виртуальной реальности ключевыми факторами являются:

  • Высокое разрешение дисплеев – не менее 2К на каждый глаз.
  • Широкий угол обзора – не менее 110 градусов по горизонтали.
  • Полная свобода движения, так называемое 6DOF (от английского 6 Degrees Of Freedom).
  • Высочайшая точность отслеживания движения тела.
  • Ambisonicаудио.

Ключевыми факторами для AR-устройств будут следующие:

  • Минимальный вес и компактность.
  • Прозрачные экраны.
  • Быстрое 3D-сканирование окружения.
  • Камеры высокого разрешения.
  • Точное определение геолокации.
  • Стильный дизайн.

Разумеется, в будущем, когда технологии достигнут достаточного уровня, оба устройства скорее всего объединятся в одно целое. Однако, по оценкам специалистов, это случится не раньше, чем через 10 лет. Но это не значит, что мы должны ждать, так как технологии уже сегодня дают довольно много возможностей, и используя их, мы можем создавать уникальные проекты и продукты. И пока эта ниша не занята, компаниям можно и нужно развивать данные направления.