Для предприятий розничной торговли и общественного питания, финансовых организаций, компаний, оказывающих сервисные услуги, с точки зрения конкурентных преимуществ имеет принципиальное значение расположение точек контактов с клиентами в удобных и прибыльных географических локациях, а также использование данных о местоположении таких же точек конкурентов в привязке к географии. С помощью инструментов геоаналитики руководство предприятий может точнее определять направления развития, анализировать прибыльность бизнеса в отдельных регионах или районах города, оптимизировать логистические маршруты, узнавать об открытии новых торговых точек конкурентов и за счет этого обеспечивать рост компании.

Геоаналитика в ретейловых сетях

Любая ретейловая сеть стремится к увеличению объемов покрытия и открытию новых магазинов, ведь каждая новая точка обеспечивает компании дополнительную выручку и доход. При этом важно открыть магазин в правильном месте, особенно если компания не работает в текущем регионе.

У крупных сетей с большим опытом разработаны чек-листы, охватывающие несколько десятков параметров, которые принимаются во внимание для открытия той или иной торговой точки. Среди таких параметров может быть трафик потенциальных потребителей, поэтому часто рассматриваются возможности открытия магазинов вблизи транспортных развязок и остановочных пунктов, точки открываются преимущественно на первой линии, на оживленных улицах либо в спальном районе.

Другой момент, который интересует ретейлеров, это уровень дохода потенциальных покупателей и количество жителей, проживающих в определенном радиусе. Таких параметров много, и по большей части информацию о них дает как раз геоаналитика — представление на картах различного рода информации с геопривязкой местности. Если анализировать географические локации и рассматривать их в привязке к дополнительным параметрам, то использование классических средств аналитики (графики, диаграммы) — достаточно ненаглядно в вопросах географического размещения торговых точек. Поэтому нанесение на карту аналитической информации позволяет специалистам ретейловых сетей достаточно эффективно принимать такие решения.

При использовании средств геоаналитики есть возможность не просто брать информацию, имеющуюся внутри компании, но и покупать внешние сервисы, предоставляющие актуальные данные о численности населения, среднем доходе, пропускной способности транспорта и движения пешеходов и потенциальных покупателей. Если говорить о некоей комплексной системе, то она как правило основана на инструментах Business Intelligence, использует возможности о картографическом отображении информации и объединяет на объектах визуализации внутренние данные компании и данные, полученные с внешних сервисов и внешнего рынка.

Анализ эффективности работы торговых точек через средства геоаналитики

Например, компания в городе имеет 40 магазинов примерно одинакового формата, с идентичной матрицей и едиными акциями и ценами. Но при этом эти магазины показывают неодинаковую эффективность: размер выручки от продаж определенных товаров и сроки реализации зачастую отличаются, что в итоге дает разный объем прибыли. Для того, чтобы понять, в чем отличие каждой торговой точки друг от друга и какие решения нужно принимать в отношении каждой из них, внутренних данных (таких как остатки товаров в конкретной торговой точке, проводимые акции и мероприятия по обучению сотрудников) недостаточно, и компания должна дополнительно анализировать внешнюю информацию, допустим, наличие торговых точек конкурентов.

Если эту информацию представить в виде таблицы или списка, в котором будет показано расстояние до торговой точки конкурента, то воспринимать её будет проблематично. Отобразив же эти данные на карте, можно разобрать каждый конкретный случай, посмотреть определенные радиусы доступности, близость до ближайших трафиков пешеходов либо транспорта, оценить наличие парковочных мест, удобство расположения точек сети и конкурентов. И исходя из этого принимать решения о стратегии развития и действиях для конкретной торговой точки уже более взвешенно.

Если есть понимание, что местоположение по отношению к конкурентам и текущему району выбрано неудачно и никакие дальнейшие действия не помогут обеспечить должный трафик, то это может стать аргументом в пользу перемещения данной торговой точки. Если же у конкретной точки не так много конкурентов по сравнению с другими, то здесь наоборот нужно обращать внимание на внутренние факторы (например, работа персонала, организация выкладки товара) и пытаться поднимать эффективность за счет внутренних организационных мероприятий.

Выработка маршрутов для логистических компаний

С помощью геоаналитики могут быть решены и задачи логистики, такие как выработка маршрутов по доставке товаров по торговым точкам либо оптимизация деятельности торговых представителей. С одной стороны, работа логистов может быть оптимизирована с помощью различных модулей системы, обеспечивающей планирование логистических потоков и деятельности по доставке и торговых представителей. Эти модули умеют строить и выбирать оптимальные маршруты, но тем не менее пользователям, отвечающим за данное направление, необходимы инструменты для отображения вышеназванных данных на картах для визуального контроля либо выработки дополнительных решений для модификации используемых автоматизированных систем.

Оптимизация работы пунктов выдачи товаров

Если говорить про онлайн-заказы и компании, работающие в области e-commerce, то геоаналитика может быть использована для планирования и оптимизации пунктов выдачи товаров. Когда покупатель делает онлайн-заказ, то с помощью инструментов анализа данных с учетом геопозиционирования можно собрать информацию о его местонахождении вплоть до района города или даже дома и сформировать тепловую карту, которая будет показывать, в каких локациях, как часто и в каком объеме в основном совершаются онлайн-заказы.

На основании информации, отображенной на карте, можно легко и обоснованно принимать решения о том, где целесообразно рассмотреть размещение дополнительных пунктов выдачи либо увеличение их плотности или количества. Таким же образом можно оптимизировать активно развивающиеся в наше время постаматные сети и задуматься об установке дополнительных постаматов и задействовании других точек для их размещения.

Анализ конкурентов

Среди прочих задач могут быть проведение анализа конкурентов и выработка решений по смене либо определению формата магазинов, расположенных в тех или иных локациях. Выводя на карту информацию по собственной сети и сети конкурентов и сравнивая показатели по продажам (объем, средний чек, частота покупок) с плотностью населения в конкретном районе, можно определить эффективность того или иного формата торговой точки в определенной локации. Выбор в этом случае может стоять между дискаунтерами либо точками лакшери-формата с широким ассортиментом и высокими ценами. Эффективно и обоснованно принять такое решение поможет представление внутренней и внешней информации по рынку по конкурентной среде именно на картах.

Фармацевтический бизнес и аптечные сети

С помощью инструментов геоаналитики можно решать задачи для фармбизнеса и аптечных сетей при формировании ассортиментных матриц в аптеке и повышенного внимания на определенную группу препаратов, особенно если это относится к аптекам, расположенным вблизи целевых лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Если аптека находится поблизости от ЛПУ, то с помощью средств геоаналитики появляется возможность анализировать соответствующую группу препаратов, обращать особое внимание на отсутствие должного уровня запасов и постоянно за этим следить, чтобы не было упущенных продаж.

Qlik Sense и Qlik GeoAnalytics

Softline сотрудничает с компанией Qlik — лидером решений класса Business Intelligence, и в качестве технологического решения внедряет ее продукты Qlik Sense и Qlik GeoAnalytics, активно используемые в таких компаниях, как «Магнит», «Лента», «Х5», «Детский мир», и ставшие де-факто аналитическим стандартом для ретейла в России. Данные приложения объединяют в себе возможности выстраивания системы бизнес-аналитики для того, чтобы получать данные из различных источников, объединять их в единую модель и предоставлять пользователям удобный инструмент для работы с данными. В рамках этих решений есть как встроенный, так и расширенный функционал, подключаемый дополнительно, который решает задачи геоаналитики и представления данных различными слоями на картографических объектах. В них есть инструменты для того, чтобы определить привязки к определенными областям либо точечные привязки на карте. Эти бизнес-аналитические платформы позволяют легко настроить вывод слоями информации и накладывать на карту те или иные показатели, смотреть их географическую распределенность и быстро отлавливать существующие корреляции.

(на правах рекламы)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: