Хотя ни один музей Узбекистана пока не принимает посетителей, увидеть их коллекции сегодня может любой желающий. И все благодаря передовым ИТ-решениям.
История цифровых арт-коллекций началась в 1992 году, когда поступил в продажу диск с интерактивной программой The Virtual Museum. В 1999-м Фонд Соломона Гуггенхейма презентовал аналогичную разработку, охватывающую предметы из его собраний по всему миру. А летопись онлайн-коллекций берет начало в 1993-м, когда открылся сайт Музея компьютерного искусства (MOCA). Теперь же крупнейшее и известнейшее веб-собрание артефактов планеты – появившаяся в 2011 году платформа интернет-гиганта Google Arts & Culture, со временем разросшаяся до 18 языков и объединившая 1200 учреждений из 70 государств. Среди них – легендарные Британский музей, американский Метрополитен, польский Аушвиц-Биркенау и итальянская галерея Уфицци.
Первый наш виртуальный музей появился еще в 2012 году. Это был мемориальный музей Мирзо Улугбека. Само одноименное учреждение действует в Самарканде, рядом с остатками обсерватории, построенной по приказу просвещенного правителя на горе Кухак. А онлайн-версия на узбекском, русском и английском языках размещена на сайте www.ulugbekobservatory.parusinfo.com. Ее создали сотрудники музея и издательской компании «СМИ-Азия» при содействии зарубежных партнеров. Изображения в формате 3D позволяют заочно изучить стенды и экспонаты, рассказывающие об эпохе Улугбека и работе ученых в те годы.
В древней столице империи Амира Темура на достигнутом не остановились. Там также реализовали проект «Музеи Самарканда – Виртуальный тур» (www.sammuseum.uz), охвативший все главные достопримечательности города. Его авторы – специалисты областного информационно-библиотечного центра имени А. Пушкина и Научно-практического музея-лаборатории Самаркандского государственного университета. Здесь представлены 3 местных музея — объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, областной краеведческий музей и музей истории Самарканда «Афрасиаб». Также виртуальная экскурсия охватывает семь знаменитых памятников старины – ансамбль Шахи-Зинда, мечеть Хазрат Хызр, мавзолеи Амира Темура, Ак-Сарай, Рухабад, Имама аль-Бухари и Ходжи Данияра (Святого Даниила).
Следующие отечественные цифровые коллекции появились благодаря уже упомянутому проекту по оцифровке культурного наследия Google Arts & Culture. В 2019 году соглашение о сотрудничестве с ним первым в Узбекистане подписал Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры. Прошлым летом на этой платформе стали размещать наши экспозиции.
Сейчас там можно «прогуляться» по столичному Дому-музею Айбека – народного писателя и общественного деятеля, а также посетить две выставки. Первая – «Qurg’on chiroq» яркой представительницы современного искусства Саодат Исмаиловой, живущей и работающей как в Узбекистане, так и Европе. Ее экспозиция о духовном и материальном стала год назад дебютной для нового ташкентского арт-пространства – Центра современного искусства. Вторая – «Саукеле и тобелем» — вобрала в себя традиционные каракалпакские свадебные головные уборы, имеющиеся только в собрании Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. Савицкого. В планах Google Arts & Culture – создание 3D-туров и по другим музеям нашей страны.
Это соответствует задачам по модернизации профильных учреждений, ранее обозначенным в постановлении Президента «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан» от 26 августа 2018 года. Документ дал старт экспериментальной Программе реновации, предусматривающей, среди прочего, более активное применение ИТ и внедрение «умных» технологий: электронных гидов на разных языках, информационных киосков, 3D-визуализаций, голограмм и QR-кодов, оцифровку экспонатов и массовый доступ к ним через интернет. В программу вошли государственные музеи прикладного искусства и истории ремесленничества, имени Савицкого и Дом-музей Айбека.
В начале 2020 года стало известно, что именно в этих 3 учреждениях и Государственном музее искусств Узбекистана в тестовом режиме начали создавать электронные каталоги для Национального музейного фонда. Первоочередная задача – сформировать внутреннюю базу данных для сотрудников на основе программного обеспечения швейцарской компании Zetcom. Оно успешно используется Лувром, ведущими музеями США и других государств. А после намечено открыть и общедоступные интернет-галереи этих музеев.
Это не единственная интересная новость нынешнего года. Президент Узбекистана выдвинул идею о создании Виртуального музея культурного наследия государств-участников Содружества Независимых Государств. Ее одобрили. Проект с интересом обсуждался в конце февраля на заседании рабочей группы Исполнительного комитета СНГ в Минске. Представить веб-платформу и управлять ею готова наша республика. Там будет собрано бесценное богатство, которое физически нельзя и вообразить в одном месте, — самые значимые артефакты материального и нематериального наследия народов Евразии. Их презентуют с помощью 3D-туров, цифровых панорам и стендов, мультимедийных и анимационных средств.
Расширить интернет-доступ к отечественным музеям удалось, как ни странно, и в результате карантина. Чтобы не сидеть без дела, в середине апреля сотрудники ташкентской студии виртуальной и дополненной реальности «VRonica» взялись бесплатно создать цифровые экскурсии по городским хранилищам времени. Затею поддержали Союз молодежи, министерства культуры и инновационного развития. На сегодня отснято уже 13 музеев, а гостям «открыты» 6 — истории Узбекистана, Темуридов, искусств, прикладного искусства, природы, а также Дом-музей Абдуллы Каххара. Вскоре список пополнят и остальные столичные учреждения сферы – всего 26. Подробности – на сайте инициаторов проекта http://vrmuseum.uz.
Польза цифровых арт-коллекций очевидна не только в период ограничений. Не случайно все музеи занимались этим вопросом не первый год, создавая разные «продукты» — обзорные и тематические экскурсии, видеолекции и истории отдельных произведений. Теперь ознакомиться с жемчужинами культуры могут люди, живущие очень далеко или не имеющие достаточно средств. Веб-собрания останутся открытыми, даже если сами музеи закроются на ремонт или изменят экспозиции. Вдобавок, каждый артефакт теперь как на ладони. Такая демократизация искусства делает его общедоступным. Нужно только подключение к интернету.