Наличие диплома не является гарантией получения достойной должности. Вузовское образование сегодня не выполняет ту функцию, которая на него возложена – готовить специалистов, нужных на рынке труда. К тому же работодателей больше интересует реальный опыт людей, и далеко не каждая компания готова тратить свое время и деньги на обучение специалистов. Поэтому большая часть молодежи не считает образование чем-то обязательным, отдавая приоритет запуску собственного дела. К тому же само образование стоит довольно дорого. Многие предпочитают вложить эти деньги в очередной стартап, чем годами «отбивать» их на низкооплачиваемой работе.
Долгие годы образование не менялось – учитель читал лекции, ученик записывал все это в тетрадь. При этом сами ученики далеко не всегда знали, что их ждет в будущей профессии. Сами студенты не всегда знают, что именно они хотят от будущей профессии (и хотят ли вообще), учатся по инерции после школы и не представляют того, что их ждет на реальной работе. Но все это постепенно меняется под влиянием новых технологий.
Несмотря на то, что информационные технологии в образовании появились относительно недавно, эта сфера уже обзавелась различными инструментами. Наиболее приближенный вариант привычного нам обучения – это дистанционное образование. Многие вузы мира уже давно предоставили возможность учиться онлайн. У этого направления есть очевидные плюсы, которые привлекательны для многих. Это экономия времени и средств на передвижение, проживание. При дистанционном обучении не нужно специально ехать в другую страну, искать жилье и так далее. Его также можно совмещать с работой. В результате такого обучения студент получает такое же образование, как и те, кто ходит на пары в институт. Но этот вариант не подходит тем, кто не готов сидеть на одном месте и самостоятельно изучать объемный теоретический материал.
Современный мир постоянно рождает новые специальности, а старые видоизменяются с невероятной скоростью. Еще лет десять назад было достаточно получить образование и раз в несколько лет проходить повышение квалификации. Но сегодня даже маститый профи рискует остаться не у дел. Тому виной непрекращающаяся информационная воронка, попав в которую, невозможно оставаться в тренде постоянно, не изучая что-то новое.
Поэтому сегодня как ник огда важно самообразование. Мотивацией, как правило, служит материальное поощрение (квалифицированным кадрам платят больше), а то и серьезный карьерный рост. Онлайн-среда позволяет как по лучать базовые знания, так и изучать нюансы определенной узкой специализации.
Наиболее популярны в этом отношении всевозможные мастер-классы, курсы и видеоуроки, например, Khan Academy Coursera. К слову, в скором времени в Узбекистане появится своя адаптированная версия Khan Academy.
Важно понимать, что подробный видеоматериал с наглядными примерами и комментариями профессионалов можно найти практически на любую тему. Для самообразования также полезны социальные сети – здесь можно организовать группу по интересам, получить консультации специалистов, а то и организовать учебный процесс не выходя из дома.
Еще один важный инновационный инструмент самообразования – вебинары и онлайн-конференции. Форма вебинара позволяет использовать аудио-, видеоматериалы, презентации, фотографии, ссылки, голосование и опросы. Чаще всего вебинары проходят интерактивно: спикер задает вопросы участникам, читает и отвечает на их комментарии. Преимуществ такой формы самообразования немало: экономия времени и финансов, возможность получать знания дома, интерактивность и так далее. Однако этот способ требует наличия стабильного высокоскоростного интернета, который есть не везде.
Для многих дисциплин важна не столько теория, сколько практика. Для этого при учебных заведениях созданы всевозможные лаборатории, но зачастую они не оснащены в полной мере всем необходимым. В этом случае на помощь приходят информационные технологии, а именно VR и дополненная реальность. Возможности виртуальной реальности нереальны! Они как нельзя лучше применимы для образовательных процессов. Только представьте себе лабораторные по химии или физике при помощи VR: можно наконец-то воочию понять, что будет, если формулы превратятся из символов в тетради в настоящий опыт. Проектирование зданий, медицинские операции, история и исторические события, география, биология и многое другое можно визуализировать и превратить в тренажеры для ума.
Еще один способ интерактивного обучения называется геймификацией. Всем известно, что сегодня любимой игрушкой всех взрослых и детей стал смартфон. Но жаль, что эту «игрушку» используют не в образовательных целях. Существует множество приложений, позволяющих закреплять полученные знания в игровой форме. К примеру, в Quizlet Live учитель по заданному модулю может составить игру на любую тему. Затем ученики в случайном порядке собираются в группы и стараются на скорость ответить на вопросы. Важность подобных приложений в том, что в них можно играть и дома, и таким образом проводить работу над ошибками. Также многие классы можно оборудовать интерактивными досками. Они могут проецировать на экран книги, что удобно для хорового чтения. Также они позволяют записывать лекции для повторного воспроизведения. Таким образом, с помощью геймификации учителям будет легче найти общий язык с учениками.
В Узбекистане такие инструменты еще не так широко распространены. Элементы дистанционного образования существуют в сети Ziyonet, а также в некоторых вузовских программах. Но это не является полноценным дистанционным образованием, а всего лишь вспомогательным ресурсом для самообразования. Также в экспериментальном порядке были открыты смарт-классы в некоторых школах и университетах. В основном инновации в образовании страны ориентированы на административный сегмент: электронные дневники, онлайн-журнал, контроль посещаемости, подача документов онлайн. И только в качестве бонуса к этим разработкам прилагаются чаты, электронные библиотеки и тому подобное. При этом данные системы не доведены до автоматизма, этими процессами все еще управляет человек, который просто дублирует информацию с бумажного носителя.
Несмотря на уже явное признание научным сообществом и педагогическим составом пользы инноваций, существуют определенные проблемы внедрения таких технологий. И техническое оснащение – это только вершина айсберга. На него к тому же нужно выделять отдельную статью в бюджете. В первую очередь необходимо усовершенствовать методику обучения. Другой вопрос, смогут ли учителя справиться с подобной методикой? Учитывая, что большая часть преподавателей завалена бумажной работой, им будет непросто выкроить время и силы для изучения подобных новшеств. К тому же есть приверженцы старой школы, которые в принципе не признают современных технологий. Из-за непонимания инноваций и их возможностей такие учителя считают технологии чем-то неэффективным и ненужным.
Многие университеты страны пытаются развить систему онлайн-образования, но при этом у них наблюдаются проблемы с самой интернет-инфраструктурой. Вузы не могут позволить себе качественную непрерывную связь, поэтому возникает вопрос о внедрении подобных инноваций. Еще один нерешенный вопрос – организация образовательного контента. Для этого нужен не только преподаватель, способный говорить на камеру, но и целая команда, которая будет следить за тем, чтобы все это работало.
С другой стороны, технологии могут решить многие проблемы. Конечно, школьное образование нельзя полностью перевести в онлайн, поскольку дети нуждаются в живом общении и взаимодействии с учителем. Но какие-то элементы образования уже сегодня переходят в сеть. Например, постепенно появляется спрос на онлайн-репетиторство и ежедневную подготовку к занятиям. Для закрепления материала можно создать специальный сайт с обучающими видео по каждой пройденной теме, а также с возможно- стью онлайн-консультаций с преподавателем. Также можно создать ресурс по онлайн-репетиторству, которое принесет пользу как ученикам, так и преподавателям. Это будет отличным решением для детей с инвалидностью, а также для тех, кто пропустил занятия. Кроме того, эта система сможет помочь родителям освежить в памяти давно изученный материал для помощи своим детям.
Понятное дело, что дистанционное образование и самообразование подходят далеко не для каждого, так как от ученика требуется в первую очередь самодисциплина – сидеть на месте и работать с большим потоком информации. Но внедрение хотя бы отдельных технологических элементов только повысит эффективность образования. Для начала можно было бы устраивать пробные бесплатные курсы, чтобы потенциальные учащиеся смогли понять, нужен ли им данный формат.
Возможно, будущее не за массовыми онлайн-курсами и дистанционным образованием, а за качественными программами и платформами, где студент и преподаватель смогут эффективно взаимодействовать друг с другом. И вузам, и ресурсам с онлайн-курсами нужно больше думать о психологии учащихся, заботиться об их мотивации и вовлечении в образовательный процесс.