Максад Джангиров: «Я бы назвал их скорее очевидцами события»

В интернете все делятся друг с другом эмоциями, фактами, впечатлениями, показывая картинки. Мобилография и соцсети выявили у каждого обывателя профессиональный инстинкт фотожурналиста – снимать то, что видят, и показывать другим. Но чем же является подобная фотомания – фотожурналистикой или просто модным трендом? На этот и другие вопросы, связанные с фототематикой, ответил фотожурналист Максад Джангиров.

– Что происходит сегодня с фотожурналистикой?

– Начнем с того, что фотожурналистику нельзя рассматривать в отрыве от журналистики в целом. Являясь жанровым направлением, фотожурналистика также подвержена всем процессам, происходящим в журналистике: изменениям, эволюции, спаду и подъему. В недалеком прошлом страницы газет и журналов пестрели  фоторепортажами о различных событиях всех регионов, но спад 90-х годов сказался как на журналистике, так и на фотожурналистике. В «нулевых» годах журналистика оправилась, адаптировалась к новым рыночным конкурентным условиям, появился спрос на  качественные статьи и фотоматериалы.

В немалой степени этому способствовало появление новых цифровых технологий, которые позволили  оптимизировать  работу журналистов и оперативно обрабатывать, отправлять и публиковать информацию с места события.

Существуют и другие аспекты, тормозящие развитие фотожурналистики. Основная масса СМИ у нас негосударственная, финансируется за счет рекламодателей. Поэтому дорогая печатная площадь, прежде всего, используется для публикации материалов рекламного характера. Недостаточное финансирование редакции сказывается и на качестве работы издания. Одна из причин этого довольно проста: содержание в штате фоторепортера – удовольствие недешевое.

В свое время в журнале «MEDIUM» когджа я был там главным редактором, мы старались публиковать некоторые материалы в виде репортажей, чтобы одна статья содержала хотя бы несколько фотографий. Ведь для глянцевого журнала визуальная составляющая весьма актуальна. Вот тогда и родилась идея возрождения жанра фоторепортажа. Выразительные фотографии вкупе с лаконичным текстом  могут более полно и емко рассказать о событии и создать эффект присутствия.

– Как социальные сети, в частности Instagram, меняют фотожурналистику?

– Никак. У СМИ свое предназначение, свои цели и задачи, у соцсетей свои. Социальные сети – это, прежде всего, площадка для общения, свободного обмена мнениями. Безусловно, здесь есть свои преимущества. Нет ограничений по тематике, практически бесконечной может быть фотолента.

Единственное, на что соцсети могут влиять, – оперативность подачи информации. Скажем, на каком-то мероприятии кто-либо снял на телефон событие и тут же посредством мобильного интернета выставил фотографию в соцсетях. Печатные СМИ смогут это сделать с запозданием, в лучшем случае на сутки. К тому же надо учитывать высокие требования к качеству фотографий, пригодных для печати.

В онлайн-СМИ все гораздо проще. С появлением мобильного интернета новостники сразу стали использовать этот метод. С любого события корреспондент может сделать один кадр на телефон или другой гаджет, «накидать» несколько строк и опубликовать на своем сайте короткую новость в режиме реального времени.

Хочу обратить внимание на существенную разницу между фотожурналистом и обычным пользователем соцсетей. Пользователь выставляет фотографию и комментарий, основываясь на личных впечатлениях. Фоторепортер проводит целенаправленную фотосъемку события под  журналистским углом зрения. Перед ним стоит задача передать полезность и  информативность кадра. Пути фотожурналистов и пользователей соцсетей практически не пересекаются, каждый занимается своим делом и при этом мирно уживаются.

– Смогут ли гражданские журналисты и фрилансеры заменить фотожурналистов?

– Нет, заменить их они не смогут. Это все равно, что говорить: сможет ли знахарь заменить хирурга за операционным столом. Не надо забывать, что фотожурналист – это человек, работающий в рамках редакционной политики, наделенный определенными полномочиями, обремененный соответствующими обязательствами и получающий за свою работу гонорар. Это первое.

И второе – на него распространяются все законы, регламентирующие деятельность СМИ. То есть он находится в правовом поле и несет ответственность за достоверность информации и обязан соблюдать журналистскую этику. Именно в силу этих причин читательская аудитория больше доверяет официальным СМИ, нежели информации из соцсетей.

В отличие от них гражданские журналисты, имея основную профессию пишут в свободное время. Свои мысли и впечатления они публикуют у себя на личных страничках в соцсетях или блогах, на которые законодательство о СМИ не распространяется. Иначе говоря, они не несут ответственности ни перед кем.

К сожалению, они нередко публикуют фотографии, не отвечающие профессиональной журналистской этике (сцены насилия и т. п.) либо имеющие сомнительную достоверность. Уместно будет сказать, что некоторые недобросовестные СМИ в погоне за сенсацией и рейтингом используют такую информацию из соцсетей, не удосужившись ее перепроверить. Тем самым они дискредитируют свое издание и наносят вред имиджу журналистики в целом. Кстати говоря, об этом с тревогой говорилось на XIII Евразийском медиафоруме, прошедшем весной этого года в Астане.

Одним словом, гражданская журналистика не подменяет и не заменяет профессиональную фотожурналистику, а наоборот, дополняет информационное пространство.

– На фотографии, сделанные непрофессионалами, есть определенный спрос (крупные мировые издания часто предлагают выкупить редкие фото у пользователей Instagram). Могут ли СМИ использовать их фотографии?

– Почему нет? В жизни часто случаются неожиданные события, катастрофы, природные катаклизмы, а журналисты не всегда оказываются вовремя и первыми в этом месте. Зато обязательно найдутся очевидцы, которые смогут снять происходящее на фотоаппараты или телефоны. Как правило, они моментально выкладывают эти действительно редкие фотографии в соцсети.

Для СМИ событие такого рода – отличный информационный повод для публикации, и за неимением своих фотоматериалов, они используют фотографии пользователей сетей с указанием и ссылкой на авторство.

Что касается приобретения фотографий у пользователей соцсетей, то, на мой взгляд, здесь покупка определяется ее целесообразностью. К примеру, для онлайн-СМИ фотографии с высоким разрешением не требуются. Достаточно опубликовать фото и дать ссылку на первоисточник. Такая практика используется повсеместно.

Другое дело – печатные издания, особенно глянцевые журналы, где высокое разрешение фотографий играет важную роль. Если фотография действительно эксклюзивная и представляет большой интерес для издания, то редакция может выйти на контакт с владельцем и вести переговоры о приобретении исходного материала. Это нормальная практика в мировых изданиях, где информация, в том числе и фотоматериалы, являются товаром. Но на нашем медийном пространстве с подобными случаями сталкиваться не приходилось.

– Часто в информационный поток выкладывают много похожих фотографий с одного мероприятия. Как определить авторство в таком случае?

– Официальные СМИ ревностно относятся к соблюдению авторства фотографий. И могут предъявить претензии к тем, кто использовал их фото без разрешения.

В соцсетях же даже если кто-то обнаружит плагиат, то дальше словесных «разборок» дело не дойдет – они ведь вне правового поля.

Определить авторство фотографий легко. В пленочной фотографии негатив всегда хранится у автора, а в цифровой еще проще. Каждый фотофайл имеет метаданные, где содержится информация о модели камеры, дате, времени и условиях съемки. В метаданные можно внести маркер, свои личные имя и фамилию, которые будут храниться вечно. Причем после съемки, как бы вы ни обрабатывали фотографию, метаданные изменить уже невозможно.

– По сути, сегодня любой, у кого есть мобильный телефон, может запечатлеть любое событие. Как вы относитесь к подобной гражданской фотожурналистике?

– Лояльно. Любой человек может заниматься фотографией, благо современные телефоны предоставляют такую возможность.  Но 90% информации, публикуемой в соцсетях пользователями, – это все же самолюбование или же реклама: фото еды, любимых животных, семьи, селфи и т. п.

В моем понимании гражданская журналистика –  это когда пользователь делится впечатлениями о событиях, происходящих вокруг него, связанных с жизнью общества.

– Какие трудности возникли в работе профессионального фотокорреспондента с появлением интернета, соцсетей?

– С появлением интернета стало легче работать. Появилась возможность оперативно передавать корреспонденцию и публиковать материалы, неважно, где ты территориально находишься – за рубежом или у себя дома. От соцсетей тоже есть определенная польза, особенно для интернет-изданий. Нередко они «выуживают» эксклюзивную информацию именно оттуда.

Пожалуй, единственная трудность  – конкуренция. Интернет позволяет  рядовому пользователю опубликовать фото раньше, чем профессионал. На больших мероприятиях фотожурналист делает серию снимков, выстраивает линию фоторепортажа. Пользователь же выкладывает фото сразу во время мероприятия. Получается, что он сообщил о событии раньше. В этой ситуации соцсети в какой-то степени подстегивают  фотожурналиста, вынуждая работать его более оперативно.

Соцсети помогают распространять информацию, практически все редакции имеют свои странички в соцсетях, на которых публикуют ссылки на материалы. Тем самым большее количество людей получают возможность знакомиться с новостями не заходя на сайты изданий.

– Каковы перспективы развития фотожурналистики?

– Сегодня уже практически нет материалов, которые не иллюстрировались бы фотографиями. Спрос на фотоработы журналистов есть и, как мне кажется, в перспективе они будут еще более востребованы. Причем будущее – за универсальным фотожурналистом. Что это означает? Прежде всего, это одинаковое владение пером и фотокамерой. Умение обращаться с современными электронными устройствами и специальными программами по обработке фотографий.

Поясню на примере. В жизни нашего общества ежедневно происходит множество различных событий и мероприятий. Редакции отправляют пишущего журналиста и фотографа, но они оба не в состоянии побывать на всех мероприятиях сразу и в один день. А если, это командировки в регионы или за рубеж?

И напоследок: с каждым годом читатель становится более «капризным», разборчивым – подавай ему качественный контент и фотографии. В конкурентной борьбе за читателя СМИ просто будут вынуждены уделять особое внимание этим требованиям. Поэтому, говоря о перспективах развития фотожурналистики, однозначно в ближайшие годы можно ожидать качественного роста журналистики в целом и фотожурналистики в частности.