В последнее время в Узбекистане возобновилась работа по развитию стартап-экосистемы. Появился IT-парк, наши стартапы стали принимать активное участие в международных проектах и занимать призовые места. О том, как не останавливаться на достигнутом и что именно может помочь Узбекистану продвинуть свою стартап-экосистему  ICTNEWS.uz рассказал Орфи Лионор, международный эксперт по стартап-экосистеме.

Что нужно для построения стартап-экосистемы с нуля?

–  Если мы обратим внимание на самые успешные стартап-экосистемы, то заметим, что они обычно начинаются с нескольких необходимых элементов: образованные люди, хорошая связь и интернет, инфраструктура, низкая стоимость аренды и довольно много земли, чтобы была возможность развиваться и строить. В Ташкенте в принципе все это есть,  за исключением хорошего интернета. Но, по моему мнению, у Узбекистана есть все шансы стать успешной стартап-экосистемой.

Как вы думаете, почему в Узбекистане слабо развита стратап-экосистема?

– На мой взгляд, это связанно с международной экосистемой, а именно с изолированностью Узбекистана от нее. Уже есть примеры успешных узбекских стартапов, но это напрямую связано с тем, что они слабо контактируют с международной стартап-экосистемой. Нужно менять восприятие. Необходимо перейти от страны, которая специализируется на сельском хозяйством к высокотехнологичной стране. Изменение восприятия и курса развития происходит не за один день.

Также это связано с участием государства в этой экосистеме. Государство должно создать и дать толчок экосистеме, но в определенный момент сделать шаг назад и позволить частному капиталу прийти и взять на себя ведущую роль. Необходимо налаживать контакты как с образовательными учреждениями в стране, так с международным сообществом, крупными игроками на рынке, частным капиталом, негосударственными организациями, такими как ЕБРР и так далее. Нужно привлекать инвестиции.

Чью модель лучше использовать Узбекистану?

– Каждая экосистема уникальна. Вам нужно понять в чем ваши преимущества и использовать их. Несмотря на это, другие развивающиеся рынки могут опережать вас на несколько шагов, и я бы посоветовал вам обратить внимание на пример Ливана.

Есть ли какой-то нюанс, без которого невозможно построение экостистемы?

– Самым важным является налаживание контакта с международным сообществом. Чтобы преуспеть необходимо найти свой секретный ингредиент, как в плове. Можно использовать географическое расположение, близость к Китаю. Близость к Китаю важна,так как это самый быстроразвивающийся рынков в мире. Вам необходимо использовать участие в программе «Один пояс, одна дорога», что поможет лучше кооперироваться с соседними странами.

Еще одно преимущество — язык. Практически все в Узбекистане говорят на русском языке и это может дать возможность выйти на русскоязычные рынки. Поскольку узбекский довольно похож на турецкий язык это может дать вам несправедливое преимущество в выходе на турецкий рынок, который все еще развивается и не забит на данный момент.

Кто должен развивать экосистему: государство, предприниматели или стартаперы?

– Необходимо использовать все возможные ресурсы и создавать площадку, где они могли бы общаться свободно и на равных. Также необходимо обратить внимание на большие корпорации, которые должны участвовать в этом процессе. Это нужно для предоставления равных возможностей на игровом поле. Необходимо демократизировать законы и упростить создание стартапов, как для местных, так и для зарубежных основателей.

Что вы бы посоветовали узбекским стартаперам?

– Постарайтесь наладить как можно больше контактов как внутри страны, так и снаружи. И будьте готовы к тому, что вам скорее всего придется искать инвесторов за рубежом. Почитайте про методологию Lean Startup и Customer Discovery.