Вопросы внедрения кассовых аппаратов в сферу торговли всегда вызывали
двоякое чувство, разделяя «торговое общество» на две части. Одна половина
ратовала за внедрение и быструю установку новых счетных машин в торговых точках, а другая была против этого. Такое расхождение произошло из-за того, что не все предприниматели до конца уяснили важность и значение подобных аппаратов, рынок которых между тем с 2015 года серьезно вырос.
Отдельным толчком к развитию рынка контрольно-кассовых машин (ККМ) послужило недавнее постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью» № ПП-3300 от 29 сентября 2017 года. В данном документе делается акцент на необходимость совершенствования системы применения контрольно-кассовых машин в сфере торговли, а также оказания услуг населению в режиме онлайн. При этом поддерживать внедряемую инициативу было поручено специально созданному совместному предприятию – оператору фискальных данных (ОФД).
О том, что такое ОФД, для чего оно создается и какие функции будет выполнять, рассказывает заместитель начальника Главного управления информационно-коммуникационных технологий Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Музаффар Исламов.
Известно, что 17 октября текущего года между АК «Узбектелеком» и иностранной компанией «Online Technologies Systems» был подписан меморандум. О чем говорится в документе?
– Согласно этому документу, до 1 декабря 2017 года узбекская сторона должна обеспечить государственную регистрацию совместного предприятия с уставным капиталом в размере 5 миллионов долларов с равным распределением долей между АК «Узбектелеком» и «Online Technologies Systems». Это предприятие станет единственным оператором фискальных данных в стране. При этом начиная с января 2018 года в рамках пилотного проекта будут задействованы пока только 500 онлайн-касс, информация с которых будет в автоматическом режиме поступать в ОФД и налоговую службу.
Для чего создается ОФД и чем конкретно будет заниматься?
– Прежде чем начать разговор, нужно напомнить, что внедрение ККМ по республике будет осуществляться поэтапно. Первый этап начинается 1 января 2018 года и продлится до 30 марта. В ходе него в Ташкенте, Нукусе, а также в других областных центрах будет внедрено от 500 до 1000 онлайн-машин.
На втором этапе предусматривается внедрение ККМ по всей республике, при этом внедрение аппаратов планируется как среди юридических, так и физических лиц. Таким образом, с 1 декабря 2018 года все торговые точки страны должны начать эксплуатировать новые онлайн-кассы.
– В обязанности сотрудников ОФД будут входить ведение бесперебойной работы в режиме реального времени, шифровка, прием и передача в налоговую службу информации, которая поступает с ККМ. Не нужно забывать и про контроль процессов наличных расчетов. Это связано с тем, что на первом этапе ККМ будут вести учет выбитых чеков только за наличные средства покупателя. К тому же организации и индивидуальные предприниматели теперь будут обязаны не только отпечатывать и передавать кассовый чек на бумажном носителе покупателю, а также формировать его в электронном виде и направлять в налоговую службу через ОФД. В настоящее время прорабатывается система по принятию онлайн-кассами карт Uzcard.
На что должен обращать внимание покупатель после получения чека и что в нем должно указываться?
– В чеке указываются перечень купленного товара, его цена, количество, номер чека и кассового аппарата, номер рабочей смены и многое другое. Также при помощи QR-кода можно сравнить бумажный вариант чека с данными кода в электронной форме. В случае несостыковки какой-либо из позиций, к примеру, цены на товар, количества и т. п., данную информацию можно передать в налоговую службу. В этом отношении чеки, выбитые ККМ, значительно отличаются от нынешних документов, в которых указывается по большей части только общая информация.
Какие преимущества получит предприниматель при работе с ККМ?
– Если у предпринимателя имеется несколько торговых точек, то контроль процесса продаж на всех торговых платформах может стать для него достаточно сложной задачей. С новыми кассами, зайдя в свой рабочий кабинет на сайте налоговой инспекции (предварительно зарегистрировавшись), предприниматель может следить за деятельностью своего магазина в онлайн-режиме: количество каждого выбитого чека автоматически попадает не только в ОФД и налоговую службу, но и в его персональный кабинет. Для налоговой службы выгода заключается в том, что мы сразу сможем увидеть, сколько наличных средств собрала онлайн-касса, а также определить, был ли выбит чек при продаже товара.
В заключение беседы Музаффар Исламов отметил, что население обязано требовать чеки у продавцов независимо от объемов покупок, ведь в случае чего именно наличие чека может доказать, где и когда был приобретен тот или иной товар.