Wi-Fi под контролем

Стабильный доступ к интернету уже давно стал первостепенной потребностью в различных секторах сферы услуг. С развитием беспроводной связи пользователи получили возможность находиться онлайн практически везде. Одна точка беспроводного доступа способна обеспечить работу сразу нескольких пользователей, а несколько точек могут превратить территорию кафе, гостиницы или аэропорта в один большой hotspot (глобальная точка доступа). 

Зачастую отсутствие Wi-Fi вызывает у посетителей удивление, а сбои доступа в интернет – раздражение, что отрицательно влияет на имидж заведения. Чаще всего это случается по незнанию либо в целях экономии, когда в заведение приобретает­ся обыкновенный домашний Wi-Fi роутер, который просто не предназначен для работы с таким количеством пользовате­лей. В результате посетители, зашедшие в заведение выпить чашку кофе и обсудить дела, проекты, для которых необходимо использование интернета, в следующий раз, возможно, будут искать другое, более подходящее место для встречи. Вслед­ствие этого может возникнуть риск потери заведением определенной части своих клиентов.

По этому несомненно важному во­просу мы обратились к директору ООО «SENSORIKA» Арзиеву Норбеку Рустамо­вичу, который рассказал нам о том, как правильно подобрать Wi-Fi оборудование для кафе или ресторана, чтобы эта услуга помогла превратить посетителей вашего заведения в постоянных клиентов.

С чего все начиналось?

– Все началось с обычного интер­нет-клуба, который мы открыли в далеком уже 2008 году. На тот момент в Навои было немало подобных заведений, но все они позиционировали себя как развлекательные клубы, предлагая клиентам в ос­новном игры и услугу доступа в интернет. Мы же пошли по иному пути, акцентируя свой бизнес в сторону обслуживания насе­ления в сфере интернет-услуг и решения их технических вопросов: черно-белая и цветная печать, ксерокопия, поиск инфор­мации в интернете и т. п.

Для управления деятельностью интер­нет-клуба мы использовали, как и все дру­гие подобные заведения, «левые» нели­цензионные программы. Причиной этому было отсутствие лицензионных программ, допущенных к использованию на террито­рии Узбекистана, которые должны отвечать требованиям безопасности. Со стороны уполномоченных органов требовалось соблюдать законодательство в сфере ИКТ, однако при этом не говорилось, с помо­щью каких программ можно было сохра­нять историю действий пользователей, где приобрести подобные программы и т. п.

В 2012 году мы начали разработку сво­ей собственной программы. Мы окрепли, у нас появились свой офис, администра­тивный персонал, а также программисты, которые начали разработку облачного сер­виса hotspot.uz. В те годы беспроводные технологии Wi-Fi только набирали оборо­ты, и мы хотели быть в тренде. Уникаль­ность разработанного кода заключалась в том, что логины и пароли сохранялись не в роутере, а на отдельном сервере, доступ к которому был закрыт и надежно защищен.

Созданная для внутреннего исполь­зования программа привлекла внимание менеджеров гостиниц, ресторанов и иных заведений, оказывающих услуги, так как они были обеспокоены частыми взломами и кражами трафика.

Как вы используете облачные техно­логии в своем бизнесе?

– На сегодня hotspot.uz – это высоко­технологичная, не имеющая аналогов в Узбекистане облачная платформа, которая самостоятельно распределяет скорость между пользователями, контролирует объем трафика, управляет временем, про­веденным в сети. Система автоматически блокирует сайты с вредоносным кодом, включая результаты поиска поисковых систем Google и Яндекс.

Система также автоматически запоми­нает номер телефона и мак-адрес устрой­ства, объединяя их в единый кластер данных и формируя детализированный аналитический отчет.

Облачный сервис выстраивает графи­ки и таблицы, по которым можно следить за количеством посетителей, расходом трафика, а также временем посещения каждого пользователя. Стоит отметить, что система также контролирует и проводную локальную сеть. При этом мы не устанав­ливаем у клиента серверное оборудова­ние или посторонние программы – всю ра­боту выполняют роутеры со специальной прошивкой нашей собственной разработ­ки.

К слову, совсем недавно наша програм­ма была успешно презентована в Инно­вационном центре им. Мирзо Улугбека, а также в Министерстве высшего и среднего специального образования.

Расскажите про маркетинговую составляющую вашего проекта.

– Как я уже упомянул, изначально наш проект не был коммерческим, но сегодня мы разработали маркетинговые инстру­менты внутри нашей системы.

Прежде всего это контроль скорости входящего интернет-потока, формирова­ние черного и белого списков запрещен­ных и разрешенных сайтов для каждого клиента, авторизация через социальные сети facebook, odnoklassniki, vkontakte, twitter (пройдя авторизацию, посетитель определенного заведения оставляет отзыв об этом заведении и получает в качестве бонуса доступ в интернет). При этом система в автоматическом режиме считывает персональные данные кли­ента со страниц в социальных сетях, идентифицирует его и формирует «мар­кетинговый пакет данных» для будущих рассылок об акциях или скидках того или иного учреждения.

С какими трудностями вы сталкива­етесь в работе компании?

– В первую очередь дороговизна интернета. Мы даже думаем о запуске собственного спутника ретрансляции интернета во все уголки Узбекистана. Другой проблемой являются дефицит кадров и низкий уровень знаний выпуск­ников вузов. Отмечу также сложность и длительность получения в Центре элек­тромагнитной совместимости (ЦЭМС) и Государственной комиссии по радиоча­стотам (ГКРЧ) разрешений на устройства мощностью свыше 100 МВт, что препят­ствует активному развитию беспроводных сетей.

В какой сфере бизнеса ваша техно­логия оказалась наиболее востребован­ной?

– Особенно востребованной наша си­стема оказалась в гостиницах, так как для многих клиентов доступ к сети является острой необходимостью. Для гостиниц Wi-Fi уже давно превратился в заметное конкурентное преимущество, которое наряду со стоимостью проживания, распо­ложением и комфортабельностью номеров служит важным критерием выбора для клиента.

Система нotspot.uz также предна­значена для управления Wi-Fi в кафе, ресторанах, парках, больницах и других организациях, где необходимо профессио­нальное распределение трафика и скоро­сти интернета.