Доехать до «Manzil», или как разработать удобный сервис

Один из молодых стартаперов Узбекистана Шухрат Агзамов рассказал об этапах разработки стартапов, о сложностях, возникающих в процессе работы над ними, о своем нынешнем проекте и о том, как сделать так, чтобы проект заслужил поддержку от Facebook. 
Шухрат является сооснователем проекта Manzil – сервиса, призванного помочь в поиске попутчиков для поездок на автомобиле по нашей стране, и предпочитает работать в команде, нежели быть стартапером-индивидуалистом.

– Сколько времени обычно уходит на подготовку одного полноценного проекта?

– Примерно один год. Но этот период охватывает весь процесс работы, начиная с момента появления идеи о стартапе до его выхода на рынок. С зарождения идеи начинается формирование команды для реализации задумки, затем определенное время уходит на работу непосредственно над самим проектом, и примерно через год процесс подготовки стартапа за­вершается. Кстати, проекту Manzil скоро также исполнится год.

– Как пришла сама идея создания такого сервиса как Manzil?

– До него у нас уже был похожий проект под названием dovezu.uz. Этот сервис был призван помочь людям найти автомобиль, чтобы добраться до нужного пункта, но только в пределах столицы. Стоит заме­тить, что идея о создании междугородного сервиса появилась в процессе изучения работы dovezu.uz уже после его запуска. Дело в том, что в столице достаточно общественного транспорта, да и большин­ство ее жителей имеют собственное авто. Совсем по-другому обстоят дела с поездками в регионы республики, так что я предложил ребятам развить тему, подня­тую в dovezu.uz, но ориентированную на междугородные поездки, которые должны быть комфортными и недорогими.

– На что обращали внимание до начала работы над стартапом, какая работа была проделана перед тем, как присту­пить к разработке проекта?

– В первую очередь мы решили ежеднев­но выезжать на специальные стоянки в Ташкенте, где собираются так называемые «таксисты-междугородники». Весь про­цесс их работы мы изучали около двух не­дель. Тут и стали известны существующие проблемы: во-первых, чтобы выехать из одной области в другую, человек вынуж­ден прибыть на специальную стоянку, где он договаривается о поездке с водителем авто. Во-вторых, пассажиру приходится ждать как минимум два часа, пока водитель наберет необходимое количество клиентов. В-третьих, автомобилисты не всегда соглашаются довезти клиента до нужного ему пункта, так как обычно у таких таксистов имеется специальная сто­янка и в той области, куда они приезжают. После изучения этих проблем нам стало понятно, какие задачи должен решать Manzil.

– Что предлагает ваш проект для ре­шения вышеперечисленных проблем?

– Мы автоматизируем процесс от на­чала поиска необходимого автомобиля до приезда в пункт назначения. Было бы правильнее, если бы машина забирала человека из пункта, удобного именно для него. Кроме того, Manzil будет включать в себя не только предложения по между­городным поездкам, но и возможность поездки с попутчиками и в горы, зоны отдыха Ташкентской области.

– Какие сложности возникали в процессе разработки стартапа?

– Главная сложность состояла в том, что не у каждого, кто владеет автомобилем и время от времени выезжает в область, есть смартфон. Так что во время разра­ботки мы должны были учесть этот факт и постараться найти решение, которое, на наш взгляд, выглядит примерно следующим образом: водитель без смартфона, и соответственно без приложения Manzil, может связаться с нами и сообщить, куда и когда он собирается ехать.

Для него мы выделим уникальный ID- номер, а информацию о его маршруте мы добавим в базу самостоятельно, создав для него профиль в приложении. Так его потенциальные попутчики будут звонить ему на мобильный телефон, номер кото­рого будет отображен в созданном для него профиле.

– Монетизация проекта играет нема­ловажную роль. Какой способ монетизации предпочла использовать ваша команда?

– С момента выхода на рынок, то есть практически с мая нынешнего года, в про­екте будет активно заполняться раздел «События», который будет содержать ин­формацию о планирующихся в республи­ке общественных, деловых и праздничных мероприятиях. Так что человек, собрав­шийся ехать, скажем, в Самарканд, будет проинформирован и о том, что интересно­го намечается в дни его пребывания в том или ином регионе.

А информация о событиях, будь это концерт или любое другое мероприятие, – это его реклама, отсюда и возможность зарабатывать.

– Советы каких IT-экспертов были по­лезны для вас при разработке Manzil?

– Да, послушать мнения экспертов всегда полезно и интересно. По поводу Manzil я беседовал с основателем музыкального проекта Lamuz Бахтиером Хасановым, комментарии которого относительно на­шего проекта были весьма важны для нас.

– В чем заключается идея сервиса Manzil?

– Она в том, что, скачав приложение из Playmarket или AppStore, с его помощью любой желающий сможет добраться до необходимой ему точки по стране.

При этом пользователь избежит потери времени на поиск авто и, главное, израс­ходует на поездку значительно меньше средств. И все это в один клик.

В случае, даже если не найдется машина с обозначенным маршрутом, в приложении всегда можно «подписаться» на поездку в определенном направлении.

И как только появится человек, готовый  ехать в тот же регион, об этом к подписавшемуся пользователю придет специ­альное оповещение, даже если он будет офлайн. Также через Manzil пользователи смогут воспользоваться услугами водите­ля как почтальона и передать что-нибудь своим знакомым в других областях, а информация о том, доставил ли автомоби­лист посылку до адресата, будет доступна в его предложении о поездке. В любом случае, дополнительные детали поездки можно будет обсудить, связавшись с во­дителем по его мобильному телефону.

Стоит отметить, что и у автомобилистов также могут быть свои требования к по­путчикам, например, такие, как «нельзя курить в салоне автомобиля», «на задних сиденьях максимум двое», и тому подобное.

– Изучала ли ваша команда иностран­ный опыт? Что можете рассказать о похожих проектах в других странах?

– Конечно, мы изучали и работу зарубеж­ных проектов, исходя из этого, могу ска­зать, что достаточно быстро набирает ход проект BeepCar от Mail.Ru Group. Нам был интересен сам процесс работы и удобство в пользовании приложением.

– В чем вы видите плюсы вашего стар­тапа?

– Manzil прост в использовании, с ним может разобраться любой. Например, если задать направление Ташкент – Са­марканд, то сервис автоматически выдаст список всех запланированных по данному маршруту поездок. К тому же наш проект является бесплатным для пользовате­лей. Ну и, конечно, отдельного внимания заслуживает возможность общения с по­тенциальным водителем, что очень важно для тех, кто ищет попутчика. Постепенно мы продолжим улучшать приложение, добавлять дополнительные удобства, учитывая результаты анализа рынка и целевой аудитории, чем сейчас и занята наша команда, так как мы стоим на пороге выхода на рынок.

– Сколько человек приняли участие в создании Manzil?

– Наша команда сформировалась давно. Сегодня нас шестеро и у каждого есть определенные задачи. Двое из нашей ко­манды – разработчики, еще двое занима­ются делами, связанными с маркетингом. Также у нас есть дизайнер и PR-менеджер.

– Несмотря на то, что официально проект еще не запущен, вы имеете определенные положительные отзывы. Расскажите о том, как вашему стартапу удалось привлечь внимание Facebook?

React — Native – это Front-end JavaScript библиотека для создания пользователь­ских интерфей­сов от компа­нии Facebook. ReactJS позво­ляет создавать многократно используемые UI-компоненты (компоненты пользователь­ского интерфей­са). В настоящее время является одной из самых популярных JavaScript библиотек, имеет огромное со­общество раз­работчиков.

– Дело в том, что мы приняли участие в стартап-акселераторе Facebook. По усло­виям акселерационной программы, чтобы стать ее участником, желающие должны разработать приложение на платформе React-Native. Наш Manzil был написан именно на этой платформе. В акселерато­ре нам удалось пройти в финальный этап. Выход же в финал подразумевает под­держку в $30 тыс на использование услуг партнеров Facebook. Эти деньги должны пойти на расходы по всестороннему раз­витию стартапа.

– Каковы дальнейшие планы вашей ко­манды? Увидим ли мы ваши новые проекты в ближайшем будущем?

– Думаю, что в ближай­шее время мы будем за­няты только нынешним проектом. Кроме того, вот-вот пройдет финаль­ный этап стартап-аксе­лератора Facebook, так что мы будем работать учитывая и его резуль­таты. Работы всегда достаточно, а с прихо­дом каких-либо новых идей будем трудиться в новом направлении.