Форду даже не снилось

Один из элементов «Умного города» – это мобильность. Каждый день по­являются новости о роботизированных транспортных средствах, но для массовых поездок, пожалуй, еще рановато. Пока же нас ждут автопилот и всевозможные системы защиты от столкновений. При этом надо пони­мать, что «Умный город» и «умная» транспортная система – одно целое. Внедрение интеллектуальных технологий прежде всего должно позволить организовать движение транспорта таким образом, чтобы жителям было как можно комфортнее и безопаснее передвигаться по городу.

С тех времен, когда люди увидели первый автомобиль Генри Форда, а точнее – ту самую повозку, которая передвигалась без помощи лошадей и сильно громыхала, прошло очень много лет. Двадцатый век сменился двадцать первым, и вместо «те­леги без лошади» появились бензиновые автомобили и даже электрокары.

Первый автомобиль Model «T» ав­токомпании «Ford» появился в далеком 1908 году и очень быстро превратился в этакое социальное явление. А уже в этом году на Мобильном конгрессе в Барсело­не американцы представили интересную концепцию «города будущего». Концеп­ция предусматривает совершенствование автономных автомобилей, электромоби­лей, автомобилей, оснащенных связью, ирайдшеринг (совместные поездки).

Компания «Ford» видит мир, в котором дороги смогут подстраиваться под нужды пассажиров и транспортного движения. Вероятно, уже через 10-15 лет дорожная ситуация в мегаполисах совершенно из­менится. При этом возникает вопрос: для чего же одному из ведущих автопроизво­дителей мира (компании принадлежит 6% мирового автомобильного рынка) думать о городах будущего? На самом деле все просто: бизнес идет туда, где возможно заработать деньги, что абсолютно логично. При этом учитывается и спрос на высоко­технологичную продукцию – для жителей мегаполисов индустрия транспорта и сервиса играет очень большую роль.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ИНТЕРНЕТУ

В ближайшем будущем все автомобили будут подключаться к интернету. Какие же преимущества при этом ждут водите­лей и пассажиров? Возьмем, к примеру, «FordPassConnect», оснащенный беспрово­дным модемом, который компания «Ford» будет встраивать во все предназначенные для продажи в Европе автомобили. Доба­вим сюда голосовой помощник (в США для этих целей используется AmazonAlexa) и получаем совершенно новый пользова­тельский опыт.

Для городских властей подключение к сети даст возможность получать ценную информацию о транспортных потоках в целях улучшения транспортной ситуации в городе. Еще одним преимуществом беспроводной связи является возможность управлять автомобилем дистанционно благодаря приложению на смартфоне. Та­ким способом водитель сможет не только открывать и закрывать двери, но и полу­чать информацию по таким параметрам, как объем бензина и масла, давление в шинах, километраж,степень износа дета­лей и т. п.

АВТОНОМНЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ И РАЙДШЕРИНГ

В компании «Ford» уверены, что бу­дущее за коллективными автомобилями. В разработку полностью автономного транспортного средства для райдшеринга американцы инвестируют уже сейчас и предполагают, что серийный образец та­кого авто появится уже в 2021 году. Таким образом, совсем скоро жители городов будут пользоваться беспилотными авто­мобилями для совместных поездок. Так, если человек захочет доехать из центра в пригород, ему нужно будет задать нужную локацию,и за ним приедет такси. Осталь­ных пассажиров, которые направляются туда же, такси захватит самостоятельно по дороге. Возможно, использование данного сервиса будет удобнее личного автомоби­ля, при условии, конечно, если это будет дешевле.

На сегодняшний день «беспилотник» – уже вполне готовая разработка, так как «Ford» ведет испытания автомобилей с автоматическим управлением четвертого уровня, что означает, что в большинстве дорожных ситуаций автомобиль будет передвигаться без участия человека. Беспилотники могут ориентироваться в пространстве с помощью оптических дальномеров «LiDAR» и благодаря специ­альным трехмерным картам, в которых содержится подробная информация о топографии, разметках, дорожных знаках и прочих ориентирах.

НЕОБЫЧНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ МЕГАПОЛИСОВ

Кроме электрических беспилотников, 5G и райдшеринга, транспортная система будущего компании «Ford» включает в себя решение так называемой пробле­мы «последней мили». Последней милей считается расстояние от доставившего посылку транспортного средства до двери получателя. К примеру, если самоуправ­ляемый автомобиль доставляет что-то по нужному адресу, для вручения груза в руки клиента нужен человек. При этом если курьеру надо доставить мелкую посылку, он может пройти это расстояние пешком, но если нужно передать тяжелую коробку, тогда возникает проблема. «Ford» разра­ботал несколько решений для устранения данной проблемы.

«Tricity» – это транспортное средство, которое трансформируется и которым можно пользоваться в пешеходных зонах. С помощью работающего на электродвига­теле транспорта можно не только доста­вить посылку заказчику, но также привезти покупки из магазина. Имеющееся сиденье делает его похожим на обычный скутер, при этом максимальная скорость «Tricity» достигает 20 км/ч, а дальность поездки на одной подзарядке составляет 30 км.

Платформа выглядит как круглая шайба, оснащенная фарами и стоп-сиг­налами. Разработчики рассчитывают, что подобная компоновка будет подходящей для того, чтобы добираться на платформе от парковки до дома или офиса. Управлять «Carr-E» можно так же, как современным гироскутером. Весит платформа 15 кг, за­пас хода составляет 22 км, а максимальная скорость – 18 км/ч.

В отличие от уже действующих «Carr-E» и имеющегося в виде прототипа «Triciti» компания работает над концепци­ей «Autolivery». Она представляет собой самоуправляемые автономные фургоны, на крышах которых будут вмонтированы посадочные платформы для беспилотных летательных аппаратов.

В тот момент, когда «умный» фургон будет приближаться к назначенному месту, перемещаемая по принципу обоймы ко­робка с нужным заказом сможет подхва­тываться дроном, который в дальнейшем и осуществит ее доставку. При этом фургону даже не придется останавливаться. Важно отметить, что в данной системе несколько заказов могут доставляться одновременно.

ЛЕТАЮЩИЕ АВТОКАРЫ

Летающие автомобили, которые смогли бы курсировать в пределах города на небольшой высоте, были и остаются обязательной составляющей будуще­го. Разработчики таких моделей, если у них все получится, смогут создать такую транспортную систему, которая описана в фильме «Пятый элемент». Минусы летаю­щих автокаров заключаются в том, что им будет необходим аэродром для выполне­ния взлета и посадки.

ТРЭВЕЛЛАТОР

Этот проект больше относится к обще­ственному транспорту. Многие знают, что Лондонская кольцевая линия метрополи­тена является самой загруженной транс­портной системой Великобритании. В этой связи лондонское архитектурное бюро NBBJ представило проект по разгрузке движения в метро. Трэвеллатор очень похож на крытую трубу, внутри которой имеются движущиеся трехскоростные дорожки для пассажиров. При этом самая медленная полоса будет двигаться со скоростью человеческого шага, а самая быстрая –перевозить пассажиров на ско­рости около 44 км/ч. Если проект получит инвестирование, то мы сможем увидеть трэвеллаторы не только в Лондоне, но и других городах с загруженной транспорт­ной системой.

Нам остается только ждать и наблюдать за предложениями автопроизводителей. Вероятно, изменениям подвергнутся и ПДД, которые будут вводиться в интел­лектуальную систему авто, при этом роль человека как водителя будет постепенно сводиться к минимуму. Окажись Генри Форд на минутку в нашем времени, он был бы настолько сильно удивлен развитием технологий, что решил бы, что это всего лишь сон.