Полтора года назад в Ташкенте была запущена электронная площадка UzTrade, разработанная Министерством внешней торговли Республики Узбекистан совместно с проектом ПРООН «Содействие развитию торговли». Главная задача платформы – продвижение продукции национальных производителей на экспорт. Для удобства экспортеров в UzTrade предусмотрена возможность формирования проформы экспортного контракта, а также информационная поддержка со стороны МВТ и АО «Узтрейд» по вопросам маркетинга на внешних рынках сбыта и продвижения продукции.
О том, что собой представляет электронная площадка UzTrade, рассказывает Аббос Ботиров, специалист 1-й категории отдела экспорта и изучения новых мировых рынков АО «UZTRADE» при Министерстве внешней торговли Республики Узбекистан.
Какие возможности дает электронная площадка своим пользователям?
– UzTrade предназначен для объединения на одной площадке отечественных компаний-производителей, осуществляющих экспорт продукции, внешнеторговых организаций и иностранных покупателей. UzTrade дает возможность без затруднений, быстро и удобно выбрать необходимый продукт, сопоставить его с другими аналогичными товарами, оперативно отправить запрос производителю, провести переговоры и заключить сделку. Важно отметить, что все эти процессы могут происходить в режиме реального времени.
Сколько пользователей зарегистрировано на сегодняшний день на электронной площадке и какую продукцию они в основном представляют?
– Сегодня на торговой площадке зарегистрировано 5000 производителей и 10000 видов товаров. Каталог товаров содержит широкий ассортимент продукции, начиная от сельскохозяйственных продуктов и вплоть до канцелярских товаров и упаковочных материалов.
Имеется ли в системе мониторинг поступающих запросов?
– Да, в системе имеются мониторинг запросов и непрерывный консалтинг.
Все поступающие от потенциальных покупателей запросы отображаются в личном кабинете продавца, а также параллельно обрабатываются специалистами АО «Узтрейд».
Специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности могут помочь зарегистрированному пользователю получить консультацию или оказать практическое содействие в осуществлении экспортной деятельности.
Насколько прост и доступен интерфейс площадки для пользователя?
– При создании внешнеторговой площадки мы основывались на принципе легкости и доступности при работе с сайтом. Наша идея заключалась в предоставлении возможности простой и понятной работы с интерфейсом для всех типов пользователей.
Внешнеторговая площадка «UzTrade» является не только платформой для осуществления торговой деятельности, но и полезным информационным помощником, где как продавец, так и покупатель смогут найти нужную для себя информацию, связанную с внешнеэкономической деятельностью.
К примеру, маркетинговые обзоры помогут понять ситуацию со спросом и предложением на мировом рынке, а котировки основных сырьевых товаров и новости, обновляемые ежедневно, помогут определить конъюнктуру внешних рынков.
В разделе «Нормативно-правовые акты» пользователь сможет ознакомиться с различными видами и формами правовых актов, определяющих различные виды привилегий и формы содействия предпринимателям, намеревающимся осуществлять экспортную деятельность.
Помимо этого, UzTrade предлагает своим пользователям ознакомиться с выставками и ярмарками, проводимыми как внутри страны, так и за рубежом. В центральной части сайта расположен слайдер с важной информацией, на которую мы хотим обратить внимание посетителей.
Получается, начинающему предприятию даже не требуется создавать свой сайт?
– Да, создав аккаунт в UzЕrade, предприятие создает свою личную страницу с широким функционалом. Создавая личный кабинет, производитель одновременно создает свой личный сайт, где имеется возможность вести переговоры, добавлять или удалять товары, вести отчетность и даже загружать любой файл, будь это рекламный ролик или фотография.
В нижней части сайта размещены блоки с популярными товарами, категориями товаров и предприятиями-продавцами, а также блок статистики сайта и форма быстрой заявки.
Кроме того, сайт имеет функцию вызова оператора, которая позволяет вести беседу и переговоры в режиме реального времени.
Какие на сегодняшний день ведутся работы по развитию и продвижению электронной площадки?
– Прежде всего нами ведется работа по увеличению посещаемости сайта посредством SEO оптимизации и обеспечения большей индексации в поисковых системах Google и Яндекс. Проще говоря, мы преследуем цель – увеличение узнаваемости нашей страницы в поисковых гигантах, в том числе посредством вывода адреса внешнеторговой площадки на первую строку при наборе ключевых фраз.
Также нами ведется непрерывная и тесная работа с посольствами Узбекистана за рубежом и рекламными агентствами в целях налаживания стратегии продвижения внешнеторговой площадки среди иностранных покупателей. Помимо этого, после изучения таких платформ, как «Яндекс.Маркет», «Прайс.ру» и «Торг.Мейл.ру», мы начали работы по предоставлению нашим пользователям возможности сравнивать цены с различных виртуальных торговых точек.
На сегодняшний день ведется разработка и интегрирование механизма электронной купли-продажи, а именно функции по онлайн-оплате за товар «Онлайн-оплата» посредством как местных платежных систем – Click, Payme и др., так и международных – VisaСard, Maestrocard, MasterCard, Qiwi, Яндекс. Деньги, WebMoneyTransferи др.
В рамках дальнейшего совершенствования электронной внешнеторговой площадки «UzTrade» совместно с проектом ПРООН предусмотрено создание Информационно-маркетингового портала для экспортеров, где будут размещаться анализы, справки, обзоры и маркетинговые исследования по широкому спектру вопросов продвижения и экспорта продукции на внешние рынки сбыта.
Для выхода UzTrade на более масштабный уровень, сопоставимый с масштабом охвата таких мировых лидеров, как ALIBABA, EBAY, ALLBIZ или AMAZON, 23 ноября текущего года МВТ, АО «Узтрейд» и южнокорейскими организациями KITA (Корейская международная ассоциация торговли) и KTNET (Национальная платформа электронной торговли) было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере развития электронной коммерции. Документ предусматривает создание на базе www.tradeuzbekistan.com единой национальной платформы, которая позволит управлять процессом контрактации экспортно-импортных операций в режиме онлайн.
В дальнейшем это позволит перейти на безбумажную торговлю, что избавит стороны от лишних документов при оформлении экспортного контракта и осуществлении экспорта в онлайн-режиме. Планируется, что в перспективе вся процедура экспорта будет проходить через данную электронную площадку. Ожидается, что подобные усовершенствования позволят значительно ускорить процесс оформления экспортных и импортных процедур.