Онлайн-экспорт через электронные торговые площадки

Полтора года назад в Ташкенте была запущена электронная площадка UzTrade, разработанная Министерством внешней торговли Республики Уз­бекистан совместно с проектом ПРООН «Содействие развитию торговли». Главная задача платформы – продвижение продукции национальных про­изводителей на экспорт. Для удобства экспортеров в UzTrade предусмотре­на возможность формирования проформы экспортного контракта, а также информационная поддержка со стороны МВТ и АО «Узтрейд» по вопросам маркетинга на внешних рынках сбыта и продвижения продукции.

О том, что собой представляет электрон­ная площадка UzTrade, рассказывает Аббос Ботиров, специалист 1-й категории отдела экспорта и изучения новых мировых рынков АО «UZTRADE» при Министерстве внешней торговли Республики Узбекистан.

Какие возможности дает электрон­ная площадка своим пользователям?

– UzTrade предназначен для объеди­нения на одной площадке отечественных компаний-производителей, осуществля­ющих экспорт продукции, внешнеторго­вых организаций и иностранных поку­пателей. UzTrade дает возможность без затруднений, быстро и удобно выбрать необходимый продукт, сопоставить его с другими аналогичными товарами, опера­тивно отправить запрос производителю, провести переговоры и заключить сдел­ку. Важно отметить, что все эти процессы могут происходить в режиме реального времени.

Сколько пользователей зарегистри­ровано на сегодняшний день на элек­тронной площадке и какую продукцию они в основном представляют?

– Сегодня на торговой площадке за­регистрировано 5000 производителей и 10000 видов товаров. Каталог товаров со­держит широкий ассортимент продукции, начиная от сельскохозяйственных продук­тов и вплоть до канцелярских товаров и упаковочных материалов.

Имеется ли в системе мониторинг поступающих запросов?

– Да, в системе имеются мониторинг запросов и непрерывный консалтинг.

Все поступающие от потенциальных по­купателей запросы отображаются в личном кабинете продавца, а также параллельно об­рабатываются специалистами АО «Узтрейд».

Специалисты в сфере внешнеэкономи­ческой деятельности могут помочь заре­гистрированному пользователю получить консультацию или оказать практическое содействие в осуществлении экспортной деятельности.

Насколько прост и доступен интер­фейс площадки для пользователя?

– При создании внешнеторговой пло­щадки мы основывались на принципе лег­кости и доступности при работе с сайтом. Наша идея заключалась в предоставлении возможности простой и понятной работы с интерфейсом для всех типов пользова­телей.

Внешнеторговая площадка «UzTrade» является не только платформой для осу­ществления торговой деятельности, но и полезным информационным помощником, где как продавец, так и покупатель смогут найти нужную для себя информацию, свя­занную с внешнеэкономической деятель­ностью.

К примеру, маркетинговые обзоры по­могут понять ситуацию со спросом и пред­ложением на мировом рынке, а котировки основных сырьевых товаров и новости, обновляемые ежедневно, помогут опреде­лить конъюнктуру внешних рынков.

В разделе «Нормативно-правовые акты» пользователь сможет ознакомиться с различными видами и формами право­вых актов, определяющих различные виды привилегий и формы содействия пред­принимателям, намеревающимся осущест­влять экспортную деятельность.

Помимо этого, UzTrade предлагает своим пользователям ознакомиться с вы­ставками и ярмарками, проводимыми как внутри страны, так и за рубежом. В цен­тральной части сайта расположен слайдер с важной информацией, на которую мы хотим обратить внимание посетителей.

Получается, начинающему предприя­тию даже не требуется создавать свой сайт?

– Да, создав аккаунт в UzЕrade, пред­приятие создает свою личную страницу с широким функционалом. Создавая личный кабинет, производитель одно­временно создает свой личный сайт, где имеется возможность вести переговоры, добавлять или удалять товары, вести от­четность и даже загружать любой файл, будь это рекламный ролик или фотогра­фия.

В нижней части сайта размещены бло­ки с популярными товарами, категориями товаров и предприятиями-продавцами, а также блок статистики сайта и форма быстрой заявки.

Кроме того, сайт имеет функцию вы­зова оператора, которая позволяет вести беседу и переговоры в режиме реального времени.

Какие на сегодняшний день ведутся работы по развитию и продвижению электронной площадки?

– Прежде всего нами ведется рабо­та по увеличению посещаемости сайта посредством SEO оптимизации и обеспе­чения большей индексации в поисковых системах Google и Яндекс. Проще говоря, мы преследуем цель – увеличение узна­ваемости нашей страницы в поисковых гигантах, в том числе посредством вывода адреса внешнеторговой площадки на пер­вую строку при наборе ключевых фраз.

Также нами ведется непрерывная и тесная работа с посольствами Узбекистана за рубежом и рекламными агентствами в целях налаживания стратегии продви­жения внешнеторговой площадки среди иностранных покупателей. Помимо этого, после изучения таких платформ, как «Ян­декс.Маркет», «Прайс.ру» и «Торг.Мейл.ру», мы начали работы по предоставлению нашим пользователям возможности срав­нивать цены с различных виртуальных торговых точек.

На сегодняшний день ведется раз­работка и интегрирование механизма электронной купли-продажи, а именно функции по онлайн-оплате за товар «Онлайн-оплата» посредством как мест­ных платежных систем – Click, Payme и др., так и международных – VisaСard, Maestrocard, MasterCard, Qiwi, Яндекс. Деньги, WebMoneyTransferи др.

В рамках дальнейшего совершен­ствования электронной внешнеторговой площадки «UzTrade» совместно с про­ектом ПРООН предусмотрено создание Информационно-маркетингового портала для экспортеров, где будут размещаться анализы, справки, обзоры и маркетинго­вые исследования по широкому спектру вопросов продвижения и экспорта продук­ции на внешние рынки сбыта.

Для выхода UzTrade на более масштаб­ный уровень, сопоставимый с масшта­бом охвата таких мировых лидеров, как ALIBABA, EBAY, ALLBIZ или AMAZON, 23 ноября текущего года МВТ, АО «Узтрейд» и южнокорейскими органи­зациями KITA (Корейская международная ассоциация торговли) и KTNET (Нацио­нальная платформа электронной торговли) было подписано Соглашение о сотруд­ничестве в сфере развития электронной коммерции. Документ предусматривает со­здание на базе www.tradeuzbekistan.com единой национальной платформы, которая позволит управлять процессом контрак­тации экспортно-импортных операций в режиме онлайн.

В дальнейшем это позволит перейти на безбумажную торговлю, что изба­вит стороны от лишних документов при оформлении экспортного контракта и осуществлении экспорта в онлайн-режиме. Планируется, что в перспективе вся про­цедура экспорта будет проходить через данную электронную площадку. Ожида­ется, что подобные усовершенствования позволят значительно ускорить процесс оформления экспортных и импортных процедур.