Трудно переоценить важность и актуальность внедрения информационно- коммуникационных технологий на транспорте. Сегодня во всем мире активно разрабатываются технологии, которые направлены на подготовку управленческих решений в транспортных системах, обеспечение мониторинга передвижения транспортных средств, оценку. Над этими вопросами плодотворно работают ученые разных стран мира, в том числе и наши исследователи.
Информационное обеспечение для участников дорожного движения должно осуществляться за счет реализации ряда мероприятий. Нанесение высокоэффективной дорожной разметки, установка дорожных знаков, организация работ по оперативному реагированию на изменения в состоянии автомобильных дорог, погодных условий, чрезвычайные ситуации и ДТП, среди которых говорится и о внедрении современных электронных средств организации дорожного движения, дорожной связи и ИКТ. Стремительное развитие автомобилестроения в мире стимулирует новейшие разработки в области радиоэлектроники и спутниковой навигации. Сегодня трудно себе представить путешествие по автомобильным дорогам мегаполисов без GPS-навигатора, с помощью которого можно обеспечить процесс управления некоторым объектом (в том числе информационным), имеющим присущие ему методы передвижения в определенном пространстве. О том, как внедряют ИКТ на городском транспорте Ташкента, рассказал заместитель начальника отдела внедрения информационных технологий АО «Тошшахартрансхизмат» Уткир Аюпов.
– Какие возможности имеются у Центральной диспетчерской службы по контролю движения (GPS)?
– Прежде всего это контроль за подвижным составом в режиме онлайн:
- контроль за съездом автобусов с линии;
- возможность составления анализа выполненных рейсов с выявлением нарушений в электронном виде, ежедневного отчета для автопарка и руководства о нарушениях;
- разработка механизма материальной ответственности в случаях преднамеренной поломки GPS-оборудования водителями. Мобильные приложения меняют стиль нашей повседневной жизни в современных городах. Они уже оказали влияние на наш шопинг, заказ еды и покупку билетов, а многие горожане уже не мыслят заказа такси без приложения. В стороне от IT-внедрений до недавнего времени оставался общественный транспорт, и это несмотря на то, что миллионы и миллионы человек ежедневно ждут автобусы на остановке, спускаются в метро, едут через весь город. Многие пассажиры часто не знают точное направление, а иные не представляют, сколько нужно ждать автобус, из-за чего они не могут рассчитать время поездки.
– Расскажите подробнее о работе мобильного приложения TashBus.
– В 2017 году АО «Тошшахартрансхизмат» для удобства пассажиров внедрило мобильное приложение TashBus для мобильных устройств, работающих на базе Android и Apple iOS.
Мобильное приложение позволяет:
- отслеживать движение автобусов по заданному маршруту;
- узнавать время прибытия на конкретную остановку;
- получать информацию о том, какие именно маршруты проходят через определенную остановку;
- узнать скорость движения автобусов;
- получить информацию о количестве автобусов на выбранном маршруте;
- добавлять маршруты в список избранных для быстрого доступа;
- другие полезные функции.
– Планируется ли система безналичной оплаты проезда на общественном транспорте? Когда и каким образом?
– В соответствии с пунктом 10 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта 2017 года №129 «О мерах по дальнейшему развитию пассажирского транспорта в городе Ташкенте» Министерству по развитию ИТ и коммуникаций, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан совместно с АО «Тошшахартрансхизмат» поручено в двухмесячный срок разработать и передать в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда на пассажирском транспорте города Ташкента. В настоящее время этот проект готовится.
Автоматизированная система оплаты проезда даст такие возможности, как:
- повышение культуры обслуживания и уровня безопасности перевозок пассажиров;
- систематическое обследование пассажирских потоков с целью повышения эффективности перевозок, а также учет проезда различных категорий пассажиров;
- прозрачность сборов оплаты проезда, а также увеличение его безналичного расчета;
- внедрение единой транспортной карты для наземного транспорта и метрополитена.
– Планируется ли строительство или реконструкция автовокзалов и автостанций с внедрением ИКТ?
– Для повышения уровня безопасности на 13 конечных автостанциях Ташкента внедрена система видеонаблюдения в режиме онлайн.
Таким образом, внедрение ИКТ на транспорте связано с проблемой, которая требует немедленного решения: это наличие и распространение доступной для широких слоев населения информации, умение ее использовать в повседневной практике.
Все это определенным образом требует организованной подготовки широких слоев населения, поскольку такое внедрение имеет ряд позитивных социально-экономических последствий: развитие инновационных видов деятельности, востребованность высококвалифицированных специалистов для разработки новых ИКТ, пригодных для использования на транспорте.
Из этого следует, что у ряда проблем, с которыми раньше сталкивались водители и пассажиры, есть реальный шанс оказаться «за бортом» по мере внедрения высоких технологий.
Пассажиры скоро смогут находить нужные объекты на карте, уточнять схему маршрута и выбирать альтернативные пути передвижения.
Попутно можно будет просмотреть новости или воспользоваться другими городскими электронными сервисами. Электронные табло будут информировать пассажиров о времени прибытия автобуса.
Минимум времени на дорогу, оптимальная скорость движения, безопасность на маршруте и возможность всегда оставаться на связи – основные предпочтения пассажиров и всех, кто управляет транспортными средствами.