По единым стандартам – в единой системе

Водоснабжение Узбекистана вслед за системами газо- и электроснабжения подключается к единой биллинговой системе коммунального хозяйства.

На сегодняшний день к биллинговой системе подключены Ташкент, Ташкентская и Хорезмская области. На очереди – подключение Сурхандарьинской области, а до конца 2017 года планируется подключить все регионы. Подключение организаций водоснабжения и канализации к единой биллинговой системе осуществляется в рамках постановления Кабинета министров №306 от 30.10.2015 года.

Кроме того, другими нормативно-правовыми актами, а именно постановлением КМ Республики Узбекистан №337 от 30.11.2012 года и протокольным решением КМ РУз №05-05-5-7 от 23 января 2013 года, предусмотрено создание единых технических требований, стандартов и параметров для клиентских баз данных и биллинговых систем: в целях дальнейшего применения при проведении инвентаризации и создании базы данных, а также создание и внедрение клиентских баз данных и биллинговых систем для каждой коммунальной службы по единым стандартам.

Напомним, что внедрение билинговой системы, обсуждалась как на уровне государственных структур, так и коммунальными службами, в том числе и со специалистами ИКТ. К примеру, в 2013 году, на одном из проводившихся «круглых столов» по мнению Минфина было отмечено, что использование коммунальными службами отдельных локальных программных приложений: для ведения учета потребителей, объема оказываемых услуг и кредиторской задолженности абонентов, не вполне отвечает современным требованиям. Значительное различие в функциях этих программных продуктов усложняет процесс учета, создавая неудобства населению, не обеспечивая финансовой эффективности деятельности предприятий.

Также в ходе «круглого стола» было сказано о том, что в данных программах имеется низкий уровень защиты от несанкционированного доступа к базе данных абонентов, отсутствие функции автоматического начисления объема оказанных услуг, и ведения учета дебиторской и кредиторской задолженности в режиме реального времени.

Встречаются расхождения в численности обслуживаемых абонентов от 10 тысяч до 20 тысяч клиентов, невозможность выставления счетов клиентам в электронном виде и своевременного оповещения о текущих задолженностях и пр.

Указанные проблемы напрямую указывают на необходимость разработки единой биллинговой системы, путем применения единой национальной системы аутентификации (к примеру, системы ID.UZ), привязанной к единому реестру физических лиц или данных кадастра. Подобная система поможет полно охватить потребителей и получать консолидированную информацию по всем видам коммунальных услуг через единый интернет-портал и мобильные приложения.

В беседе с нашим корреспондентом, Лигай Эрнест, начальник отдела ИКТ и связи ГУП «Сувсоз» обозначил, что новая биллинговая система помогает организациям, полно охватить потребителей и получать консолидированную информацию по всем видам коммунальных услуг, через единый интернет-портал, а также путем системы онлайн-сервиса.

«Кроме того, можно просматривать расчеты по квартплате, контролировать коммунальные платежи, вести учет показаний приборов, распечатывать копии квитанций и оплачивать услуги при помощи банковских карт», – уточнил Лигай Эрнест.