Раньше туристов можно было легко узнать по картам и путеводителям в руках. Сегодня путешественников выдает привычка постоянно пользоваться смартфоном или ноутбуком – всю необходимую информацию современный путешественник добывает в Сети. Интернет дает возможность не только узнать, какие места достойны посещения в определенном городе, но и подобрать себе ночлег, купить билеты на самолет и многое другое. Сегодня специальные онлайн-сервисы для туристов имеют массу полезных
функций – туризм взял на вооружение digital и зарабатывает на нем.
Такие цифровые сервисы для туристов, как Booking, Airbnb или Aviasales, появились уже в начале 2000-х. Этими сервисами стали системы онлайн-бронирования жилья и покупки билетов. Сегодня уже невозможно представить путешествие без использования таких платформ.
Согласно статистике Google, нынешние туристы, планируя свое путешествие, совершают около 400 поисковых запросов. Данная последовательность используется туристическими компаниями обычно для того, чтобы оказать влияние на решение туриста и склонить его в пользу определенной компании, маршрута или отеля.
На сегодняшний день около 80% туристов по всему миру планируют свои путешествия онлайн. Турция, например, объявила, что готова вложить существенные средства в цифровой маркетинг для своей туристической отрасли. Шри-Ланка объявила о запуске масштабного цифрового промо страны как привлекательного маршрута для туристов. Индонезия в качестве ответа на международную экспансию Airbnb при поддержке правительства запустила собственную сеть бронирования жилья, сдаваемого в аренду.
Сегодня во всем мире в сфере туризма действуют десятки технологических стартапов, которые стремятся привнести в туристическую отрасль интересные идеи.
Камбоджийская платформа CamboTicket, например, недавно получила очередной грант. Сервис дает возможность резервировать места по электронной почте в автобусах, на паромах и даже в частных службах такси в Камбодже, Таиланде, Вьетнаме и Лаосе.
У тайского стартапа Local Alike новая концепция для локального туризма: в рамках онлайн-платформы сотрудники компании надеются объединять и консультировать местных жителей по всему миру, которым есть что предложить туристам. На развитие своей концепции Local Alike получил денежный приз от Booking.com.
Некоторые туристические стартапы стремятся найти свою нишу, сосредоточившись на каком-нибудь определенном типе туризма. Французская платформа Tripnparty дает возможность туристам находить в любой стране аутентичные бары и пабы, которые известны только местным жителям. На данной платформе представлены сведения по многим европейским городам.
Летом 2017 года на Бали прошел стартап-контест Startup Weekend Bali, на котором были выбраны самые интересные идеи в туристической отрасли. Судя по списку победителей, становится понятно, что сегодня есть тенденция к удовлетворению нишевых запросов. Жюри отметило стартапы Botol Wisata и приложение Travelis, которые дают возможность туристам связаться с местными водителями и гидами на Бали.
Ну а самый амбициозный стартап изобрели в Финляндии. Сервис Space Nation задался целью ни много ни мало популяризировать космический туризм, и в первую очередь полеты на МКС. Кстати, один из маркетологов проекта – гениальный Питер Вестербек, который помог Rovio сделать игру AngryBirds тем, чем она является сейчас. «Как можно предоставлять доступ на МКС только определенному кругу лиц?», – задается вопросом Вестербек. То, что предлагает Space Nation, это игра с элементами виртуальной реальности (оборудование компании будет отправлено на МКС уже в 2018 году одним из грузовых кораблей НАСА). Обещают, что это будет интерактивно,
полезно и весело. В общем, наверное, это главный девиз цифрового туризма на сегодняшний день.