Цифровая индустриализация стала основной движущей силой развития экономик стран. В 2019 году на цифровизацию промышленности пришлось 84,3% мировой цифровой экономики и 35,0% мирового ВВП. В развитых странах цифровизация промышленности составила 86,3% цифровой экономики. В развивающихся странах эта доля составляла 78,6%. Развитые страны являются сильными игроками в секторах связи и программного обеспечения, они одними из первых начали заниматься электронной торговлей и передовым производством.
Цифровая индустриализация может быть ранжирована по секторам и быть классифицирована на первичные, вторичные и третичные. По видам деятельности мы можем классифицировать их на сельское хозяйство, производство и услуги. В мире цифровая трансформация в секторе услуг происходит более быстрыми темпами, чем в двух других секторах (см. Рисунок №1). В основном это связано с уникальными особенностями каждого из секторов. Цифровая трансформация в сфере услуг проходит проще, чем в производстве, поскольку в первом случае постоянные издержки ниже, а транзакционные издержки выше. В сельском хозяйстве существует еще больше препятствий для цифровой трансформации, поскольку производство в этом секторе в значительной степени зависит от влияния окружающей среды и природных факторов.
Развитые страны видят более сбалансированные уровни цифровизации и роста в каждом из трех секторов. У них наблюдаются первопроходческие преимущества и наличие прочной основы для цифровизации отраслей. Большинство секторов в этих странах используют цифровые технологии, увеличивают процент подключения к сетям связи и более интеллектуальны.
По прогнозам IDC, к 2022 году 65% мирового ВВП будет оцифровано. С 2020 по 2023 год прямые инвестиции в цифровую трансформацию составят 6,8 триллиона долларов США.
Цифровизация отрасли имеет три определяющие характеристики: сотрудничество, интеллект и инновации. Вместо того чтобы реактивно проводить фрагментированную вертикальную цифровизацию промышленности, страны могут активнее содействовать непрерывным совместным преобразованиям. По мере того как отрасли стремятся перейти на цифровые технологии, они все больше полагаются на платформы, механизмы совместного использования и исскуственный интеллект. В ходе этого процесса страны развивают открытые и совместные инновационные системы, поддерживаемые всеми необходимыми элементами и ресурсами, а также благоприятной окружающей средой. Также разрабатываются варианты использования, с новыми технологиями для удовлетворения потребностей отраслей и граждан.
Ведущие страны и регионы объявили о своих ключевых инициативах по цифровизации промышленности. Давайте рассмотрим ряд примеров:
- Германия продолжает продвигаться вперед в области индустрии 4.0;
- Великобритания стремится стать цифровой электростанцией;
- Южная Корея начала со строительства умных заводов, создав условия, необходимые для преобразования своей обрабатывающей промышленности;
- Тайланд активно стремится к международному сотрудничеству под руководством Стратегии Таиланда 4.0.
По мере того как города становятся умнее с помощью цифровых технологий, их поставщики и городские власти играют все большую роль в данном процессе. Инновации и обмен информацией являются ключевыми особенностями третьего этапа. В настоящее время во всем мире уже существует или строится более 1000 умных городов. Китай лидирует в мире по развитию умных городов — по всей стране осуществляется более 490 пилотных проектов. В 2020 году глобальные расходы на реализацию планов умных городов составили 124 миллиарда долларов США, что на 18,9% больше, чем в 2019 году. Китай потратил 25,9 миллиарда долларов США, что на 12,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Были проведены тематические исследования:
- Сингапур запустил план«Умная нация-2025»в 2014 году. Это одна из первых стран, выступивших за преобразование правительства с помощью информационных технологий. Сингапур также стремится стать первой в мире умной страной. В рамках этой цели правительство инициировало реализацию плана «Умная нация-2015» в 2006 году и план «Умная нация-2025» в 2014 году. Правительство Сингапура собирается предоставлять до 98% государственных услуг онлайн.
- Благодаря многочисленным программам цифровизации Шанхай стремится достичь следующих целей в 2021 году:
- 500 миллиардов юаней добавленной стоимости в основных отраслях цифровой экономики;
- 11 флагманских приложений;
- не менее 70% основных государственных услуг доступных онлайн; крупномасштабная коммерциализация 5G SA;
- более 200 000 высокопроизводительных, экологически чистых серверов;
- поддержка 100 ключевых программ фундаментальных и прикладных исследований;
- поддержка 20 ведущих интернет-компаний на международных рынках.
Цифровая трансформация уже охватывает все аспекты умного города: от того как город создает ценность, как живут жители до естественной экосистемы. Города будут восприимчивыми, сознательными, действенными и эволюционирующими Интеллектуальными цифровыми двойниками, которые поддерживают интегрированное сотрудничество.
Наше время обусловлено переходом предприятий от цифровой трансформации 1.0 к 2.0.
Облачные вычисления, большие данные, мобильность и технологии социальных сетей набирают обороты с 2007 года, и предприятия используют эти информационные технологии для спорадических инноваций. Этот период был эпохой цифровой трансформации 1.0.
Теперь мы считаем, что цифровая трансформация создает наибольшую ценность для предприятий, когда она способствует масштабным инновациям. Предприятиям нужны новые технологии, такие как: искусственный интеллект, интернет вещей и блокчейн, которые могут значительно стимулировать их инновации. Это эпоха цифровой трансформации 2.0.
IDC определила девять аспектов, в которых предприятиям необходимо создать правильные возможности для цифровой трансформации 2.0. Эти аспекты имеют отношение к будущему цифровой инфраструктуры, доверия, интеллекта, клиентов и потребителей, работы, операций, взаимосвязанности, цифровых инноваций и отраслей промышленности (Рисунок №2).
Цифровая трансформация — это длительный процесс, включающий пять этапов: пилот, локальное расширение, репликация, управление операциями, оптимизация и инновации. Среди всех предприятий, вступивших на путь цифровой трансформации, более 70% в настоящее время находятся на стадиях «локального расширения» и «репликации», в то время как только 3,9% достигли стадии «оптимизация и инновации». Цифровизация на крупных предприятиях занимает не менее 10 лет.
Huawei является ведущим поставщиком ИКТ-технологий и активным участником цифровой трансформации. Мы на себе апробируем продукты, которые предлагаем нашим клиентам. Поэтому мы начали трансформировать внутренние операции еще в 2016 году (см. Рисунок №3).
В рамках трансформации можно отметить несколько важных этапов:
1. Реализация стратегии цифровой трансформации потребовало изменений в пяти областях:
- Осведомленность: то, как мы работаем определяется двумя факторами: бизнесом и технологиями. Мы должны сосредоточиться на потребностях бизнеса, ощущать эти потребности в режиме реального времени и оперативно реагировать на них, чтобы создать ценность для наших клиентов и пользователей.
- Культура: создание платформ и совместное использование ресурсов являются ключом к цифровой трансформации, поэтому жизненно важно адаптировать культуру для поддержки изменений.
- Организация: интегрированные команды должны объединить сотрудников из бизнес и ИТ-отделов, чтобы внедрить программы цифровизации на основе единой цифровой платформы.
- Методология: перейти к цифровым объектам, процессам и правилам, чтобы заложить прочную основу для цифровизации и продолжать обогащать, оптимизировать варианты использования и решения.
- Модель: привести бизнес, операционные и управленческие модели в соответствие с целями цифровизации.
- Мы фокусируемся на трех ключевых аспектах, работая над продвижением стратегии цифровой трансформации и созданием полностью подключенного интеллектуального Huawei. Успех в этих аспектах сделает клиентов более удовлетворенными, а компанию более эффективной и продуктивной.· Ориентация на пользователей и передача своего опыта шести типам пользователей: клиентам, потребителям, партнерам, разработчикам, поставщикам и сотрудникам.· Ориентация на бизнес —мы помогаем объединять бизнес и ИТ-отделы, разрабатывая приложения и инструменты, которые могут поддерживать сложную бизнес-архитектуру (охватывающую бизнес группы, функциональные юниты и взаимодействия между департаментами) в более чем 200 различных сценариях.Мы используем архитектуру Intelligent Twins для создания внутренней цифровой платформы. Облачные сервисы Huawei служат основой этой платформы, которая основана на инновационных программных и аппаратных продуктах. Платформа поддерживает цифровую трансформацию предприятий и организаций, расширяя их общие возможности и позволяя гибко использовать ресурсы и обмениваться ими в различных сценариях.
3. Все программы цифровой трансформации должны иметь одну и ту же цель: поддерживать успех основного бизнеса предприятий путем предоставления лучшего опыта, более высокой эффективности и новых моделей для роста бизнеса.
С точки зрения пользовательского опыта, интеллектуальные службы поддержки клиентов Huawei достигли замечательных результатов. Наша система может обрабатывать до 4000 звонков клиентов в минуту и отвечать на более чем 6 миллионов запросов пользователей в месяц. 92,8% запросов обрабатываются роботами.
Huawei также может разумно управлять контрактами. Системы помогают сгенерировать оптимальный проект контракта в течение одной минуты, проанализировать более 90 типов договорных положений для более чем 140 стран мира и предоставить интеллектуальные напоминания о более чем 50 000 коммерческих рисках.
Мы также используем искусственный интеллект в наших инженерных проектах и улучшаем, создаем новые модели работы. За последнее время мы обеспечили интеллектуальную поддержку обследованию и доставке объектов на более чем 1 миллионе сайтов, выполнили более 6 миллионов удаленных аудитов EHS на основе видео и выполнили интеллектуальную приемку и утверждение более 50 миллионов контрольных элементов для установки.
Это один из возможных практических примеров цифровизации индустрии, который можно использовать и масштабировать.
Илья Левчук,
Заместитель директора департамента
стратегического маркетинга Huawei Евразия