Результаты опроса предприятий сферы ИКТ по существующим проблемам в отрасли

149

Несмотря на качественное продвижение и развитие ИКТ в социально-экономической жизни республики, в этой сфере до сих пор остается большое количество нерешенных вопросов. Особенно остро, по понятным причинам, эти вопросы стоят перед бизнесом. Не так давно вопрос развития ИКТ получил очередной импульс – на прошедшем совещании по развитию данной сферы глава государства поручил снизить цены на доступ в интернет, резко увеличить скорость подключения, минимум в 4 раза, доведя ее к 2020 году до уровня стран СНГ, и многое другое.

В этой связи редакция ICTNEWS провела опрос среди участников клуба IT-директоров (CIO CLUB Uzbekistan) по оценке и восприятию ими действующих условий разработки и внедрения ИКТ-технологий в бизнес.

CIO CLUB UZBEKISTAN – это платформа для IT-директоров, предназначенная для обмена реализованным опытом, отработанными идеями и формирования общей стратегии для решения проблем в отечественной сфере ИКТ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОПРОСА
Основной целью опроса является оценка восприятия руководителями ИТ-отделов текущего состояния развития сферы ИКТ и стоящих перед ним барьеров и вызовов. В этой связи в качестве респондентов выбирались исключительно руководители соответствующих подразделений как лица, имеющие полное представление о состоянии ИКТ на предприятии. Особенностью данной работы является то, что она основана не на статистических данных, часто отдаленных от реального положения дел в секторе, а на непосредственных ощущениях и представлениях предприятий.

ВЫБОРКА РЕСПОНДЕНТОВ
Настоящий опрос проводился среди 38 компаний из разных секторов экономики. Репрезентативность выборки определялась размером предприятий, их местом на рынке (доля), динамикой роста (финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности), спецификой деятельности, а также наличием наукоемкого производства. Последний фактор является особенно важным, так как опрос проводился среди предприятий, напрямую связанных с ИКТ и нуждающихся в
развитии технологий в целях поддержания и совершенствования своей работы. Таким
образом, настоящая выборка намеренно состоит из предприятий, которые могут обозначить реальное положение дел в вопросах разработки, внедрения и  пользования технологиями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Всех респондентов можно разбить на 2 группы по сроку функционирования на
рынке (в секторе). Так, 44% опрошенных начали осуществлять свою деятельность
после 2000 года, а 56% – до. Таким образом, наибольшее количество респондентов
имеет достаточно большой опыт работы, а значит, и более длительную историю отношений с технологиями.

На вопрос «Как вы оцениваете степень внедрения информационно-коммуникационных технологий на вашем предприятии?» 20,6% респондентов ответили «Высоко», 44% – «Хорошо», при этом  ответ «Удовлетворительно» выбрали 32,4% опрошенных. 3% респондентов отметили, что степень внедрения ИКТ на их предприятии находится на низком уровне.  Здесь важно указать, что высокий уровень внедрения технологий по большей части приходится на сферу ИКТ, что не должно быть удивительным, и финансовый сектор.

На вопрос о получении государственной поддержки в вопросах развития ИКТ 35,3% респондентов ответили положительно. Подавляющее большинство ответивших снова составили представители сферы ИКТ и финансового сектора. Помимо этого, респонденты указали следующие аспекты господдержки:

  • налоговые льготы, в т. ч. в рамках членства в Инновационном центре им. Мирзо-Улугбека;
  • информационная поддержка;
  • консультативная поддержка;
  • льготы на растаможивание.

Таблица 1. Перечень проблем, с которыми столкнулись респонденты при внедрении и развитии информационно-коммуникационных технологий на предприятии.

Описание таблицы:
а) блок параметров слева – перечень проблем;
б) пункты справа наверху – шкала от 1 до 10, согласно которой оценивается значимость проблемы. Так, пункт 1 означает наиболее значимую проблему, а пункт 10 указывает, что проблем по данному вопросу у респондента не было;
в) цифры, находящиеся в основном поле, – количество предприятий, отметивших уровень значимости той или иной проблемы.

Так или иначе, но конкретных, четко очерченных векторов господдержки, помимо льгот участников инновационного центра, в ходе опроса выявлено не было.

Из таблицы видно, что в целом по вопросу наличия и функционирования рынка IT-технологий претензий у респондентов нет – об этом заявили 17,6% опрошенных. При этом тот же процент предприятий отметил, что определенные незначительные трудности с поиском технологий все же возникали.

По вопросу соответствия цены и качества предлагаемых на рынке технологий респонденты в целом оказались едины – больше половины опрошенных отметили удовлетворительный уровень данного соотношения.

Первые проблематичные аспекты появились на вопросе осознания и готовности
персонала к работе с новыми технологиями. Так, 24% опрошенных заявили, что
данная проблема играла значительную роль при внедрении ИКТ на предприятиях.
Менее половины опрошенных заявили при этом, что по данному вопросу больших
затруднений не было.

О высокой значимости недостатка квалифицированных кадров сферы ИКТ в той
или иной мере заявили 76,5% опрошенных. Данный результат в очередной раз
подтверждает существующую проблему с системой подготовки кадров для отрасли.

Касательно вопроса уровня подготовки технических специалистов мнения респондентов разделились, однако чуть больше половины опрошенных в разной
степени отметили недостаток квалификации технических кадров.

По вопросу развитости рынка технического оборудования респонденты в целом
остались довольны – лишь 20,6% опрошенных заявили о недостаточном развитии данного рынка.

На недостаточную административную волю руководства при внедрении ИКТ указали 58,8% респондентов, тем не менее, 20,6% опрошенных отметили, что по данному вопросу абсолютно никаких проблем не испытывали.

23,5% респондентов указали, что в той или иной степени столкнулись с административными барьерами со стороны госорганов, при этом 44,1% опрошенных
отметили, что серьезных проблем в этом отношении не возникало.

Подавляющее большинство респондентов – 76,5% – заявили о том, что практически никаких проблем с информационным обеспечением касательно ИКТ-продуктов они не испытывали.

А вот вопрос финансирования внедрения и использования ИК-технологий является достаточно проблемным для большинства опрошенных – об этом заявили 61,8% респондентов, причем сразу 20,6% предприятий отметили максимальную проблематичность по данному аспекту.

По вопросу оценки текущей административной, финансовой и технической инфраструктуры и состояния кадрового потенциала для эффективного внедрения и
использования информационно-коммуникационных технологий мнения респондентов распределились следующим образом: 20,6% опрошенных заявили о достаточно хорошей инфраструктуре, 52,9% в общем и целом инфраструктурой удовлетворены, а 26,5% по данному вопросу дали негативную оценку.

Определившись с проблематикой по развитию ИКТ на уровне опрашиваемых
предприятий, респондентам было предложено дать интуитивную оценку барьерам,
препятствующим развитию ИКТ по стране в целом. Так, оценивая готовность бизнеса
к внедрению и использованию ИКТ, 70,6% опрошенных отметили, что никаких серьезных проблем по данному вопросу нет. То же самое касается и государства, кото-
рое также, согласно оценкам опрошенных, проявляет готовность к дальнейшему развитию ИКТ – об этом заявили 61,8% респондентов. А вот о недостаточной материально-технической базе заявили 70,6% опрошенных, при этом лишь 11,8% дали положительную оценку по данному вопросу. В очередной раз, уже на уровне страны, респонденты отметили проблему недостатка высококвалифицированных технических специалистов – на это указали 64,7% опрошенных. То же самое касается и уровня подготовки данных специалистов – 61,7% респондентов отметили низкую квалификацию технических кадров. При этом, оценивая уровень подготовки молодых специалистов в вузах, опрошенные (70,6%) также указали на недостаточное качество обучения. Регулирующая нормативная база, согласно большинству ответов – 70,6%, – достаточно сбалансированная и эффективная.

Отдельно важно указать оценку такого фундаментального параметра, как качество и доступность интернета. Так, 55,9% опрошенных отметили низкий уровень качества и доступности сетей передачи данных, при этом только 26,5% респондентов никаких проблем по данному аспекту не видят. 17,6% предприятий указывают, что данный вопрос имеет место быть, но не является достаточно проблемным. Помимо оценки барьеров и проблем, препятствующих развитию ИКТ, респонденты также дали свои предложения и рекомендации по следующим тематическим блокам:

1. Бизнес-среда.

Внедрение и развитие ERP-систем, создание дата-центров и ускоренная автоматизация процессов.

Совершенствование бизнес-моделей, основанных на активном использовании ИКТ, путем обмена опытом и перенимания лучших практик управления.

Понимание необходимости роста инвестиций в ИКТ.

2. Государство.

Выработка национальной стратегии развития ИКТ с привлечением местных и зарубежных специалистов.

Установление реального сотрудничества с ведущими мировыми компаниями в сфере ИКТ.

Либерализация законодательства в сфере ИКТ.

Увеличение доли расходов на развитие ИКТ.

Активное развитие e-Government.

Формирование системы закупок товаров у производителя,  исключающей искусственное завышение цен на технологии посредством создания единого государственного некоммерческого предприятия-поставщика технологий.

Данное предприятие должно стать официальным поставщиком технологий и оборудования всех мировых известных производителей ИКТ в Узбекистане. Учреждение должно устанавливать наценку на товары исходя из фактических расходов, без дополнительных наценок, что приведет к снижению себестоимости закупаемых товаров.

Развитие ГЧП в сфере создания и внедрения технологий.

Госконтроль за качеством и жизнестойкостью внедряемых информационно-коммуникационных систем.

3. Образование.

Разработка Концепции развития образования в сфере ИКТ с учетом стратегии развития ИКТ в государстве.

Интеграция отечественных вузов с зарубежными учебными заведениями в целях обмена опытом, прохождения практики и стажировок в зарубежных вузах и компаниях сферы ИКТ.

Установление прочных и тесных связей компаний сферы ИКТ и ведущих профильных вузов страны с привлечением специалистов предприятий к участию в подготовке высококвалифицированных работников в данной сфере.

Внедрение новых интерактивных способов обучения.

Детальный анализ спроса на необходимые кадры и формирование соответствующей образовательной программы, в т. ч. с обязательным повышением квалификации преподавательского состава.

Оснащение профильных вузов необходимым оборудованием.

Адаптация образовательных программ вузов под реальные требования хозяйственных субъектов.

Увеличение времени прохождения практики для студентов вузов, в т. ч. на передовых предприятиях сферы ИКТ.

4. Повышение грамотности пользователей.

Более широкая пропаганда СМИ позитивных сторон применения ИКТ в повседневной жизни граждан.

Информирование и популяризация через СМИ информации об успешных проектах в сфере ИКТ.

Введение обязательности проведения профильных технических курсов для персонала госструктур.

Введение в школьную программу предметов по работе с ИКТ.

5. Нормативное регулирование.

Объединение всех госучреждений в единую электронную систему документооборота.

Совершенствование законодательства в сфере ИКТ, регулирующего разносторонние отношения участников ИКТ-бизнеса.
Например, формирование законодательства в сфере ИКТ для регулирования договорных отношений по бизнес-модели «Распределение доходов («Revenue sharing»).

Защита прав частных предпринимателей в сфере ИКТ.

Принятие нормативного акта по регулированию системы «Банк-агент».

Открытое обсуждение проектов по развитию ИКТ на площадках в интернете и «круглых столах» заинтересованных ведомств и организаций.

6. Развитие конкуренции.

Создание большего количества технопарков для формирования условий для функционирования предприятий сферы ИКТ. Либерализация налоговой системы в
сфере ИКТ.

Создание предприятий, производящих технологическое оборудование и программы.

Усиление роли MUIC и других площадок в вопросах взаимодействия бизнеса с поставщиками оборудования и программ, применяемых в сфере ИКТ.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: