Довольны ли предприниматели госуслугами?

Прошло почти 2 месяца с момента запуска нашего опроса предпринимателей республики о качестве государственных услуг, и сегодня мы подводим его итоги. Хотим поблагодарить всех, кто уделил внимание и ответил на представленные вопросы. А теперь к результатам.

Из общего числа принявших участие в опросе предпринимателей подавляющее большинство (92%) – представители мужского пола. При этом более половины (53%) респондентов это граждане в возрасте от 26 до 35 лет. Приятно, что следующей по большинству идет группа молодых людей 18-25 летнего возраста (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Возраст предпринимателей, принявших участие в опросе

Наиболее активными в настоящем опросе стали жители Ташкента – 7 из 10 опрошенных отметили, что их бизнес зарегистрирован в столице нашей республики. При этом следующей идет Бухарская область, однако предпринимателей отсюда в 10 раз меньше – 7%. На Ташкентскую и Самаркандскую области пришлось по 5% респондентов. Замыкает пятерку лидеров Ферганская область – 3%. К сожалению из остальных областей было очень мало респондентов, а из Сурхандарьинской области совсем не пришло заполненных анкет (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Место ведения бизнеса в разрезе областей республики

Ожидаемо самой распространенной сферой ведения бизнеса стала оптовая и розничная торговля. Более четверти (26%) предпринимателей ведут свой бизнес именно в этом направлении. За ними идут бизнесмены-связисты (16%) и бизнесмены-кормильцы (9%). Примечательно, что лишь 5% принявших участие в опросе респондентов предоставляют образовательные услуги и только 4% – услуги здравоохранения.

Диаграмма 3. Сфера ведения бизнеса

При этом опыт предпринимателей впечатляет: более трети из них (назовем их «акулами» бизнеса) ведут свою деятельность 5 лет и больше. Еще 15% нашли себя в этой стезе 3 года назад. Вместе на их долю пришлось немногим более половины (51%) всех опрошенных. Другую половину опрошенных отнесем к молодым компаниям, т.к. 22% бизнесменов работают менее 1 года на рынке Узбекистана (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Опыт предпринимателей в ведении бизнеса

Еще одной немаловажной деталью следует указать размер предприятий наших респондентов по численности штата. Так, самыми распространенными оказались микрофирмы со штатом сотрудников до 50 единиц. Именно этот пункт отметили
4 из 5 участников опроса. Следующими по большинству идут индивидуальные предприниматели (14%). Владельцев крупных предприятий со штатом более 250 человек лишь 3% (диаграмма 5).

Диаграмма 5. Размер предприятий

Участникам опроса был задан вопрос о том как они оценивают уровень государственной поддержки предпринимательства. Сразу скажем, что результат весьма огорчающий. Средневзвешенную оценку нельзя назвать даже удовлетворительной, ведь она составила лишь 2,3 балла. И причиной тому служит то, что большая часть опрошенных, а именно каждый третий бизнесмен, не ощущает никакой поддержки. Эта категория дала самую низкую оценку из предложенных вариантов. Вместе с теми, кто считает поддержку плохой, их более половины (56%). «На троечку» оценила государственную поддержу вторая по численности группа, и это 3 человека из 10. Лишь 1 респондент из 10 дал хорошую оценку, и только 1 из 25 – отличную (диаграмма 6). Упомянем, что нами не давалось никакого определения термину «государственная поддержка», следовательно, ответы на этот вопрос отражают общее восприятие деловых людей действий государства по части работы с предпринимателями.

Диаграмма 6. Оценка государственной поддержки предпринимательства

Далее были перечислены возможные проблемы, с которыми могли сталкиваться предприниматели при осуществлении своей деловой деятельности.
Так, ощутимые трудности наблюдаются уже на стадии начала ведения бизнеса – более 37% респондентов отметили, что у них возникли проблемы при подключении
к инженерно-коммуникационным сетям, 35% испытывают недостаток знаний в правовой сфере и почти треть опрошенных имеют сложности с безналичным расчетом (диаграмма 7). Между тем, если говорить о том, что вообще препятствует ведению бизнеса, то это высокая налоговая нагрузка и коррупция – так ответили 2 из 3 участников опроса (диаграмма 7).

Диаграмма 7. Возможные проблемы предпринимателей

Чаще всего предприниматели по своей профессиональной деятельности обращаются в Государственный налоговый комитет (79%). Почти вдвое менее популярны органы государственной власти на местах (хокимияты) (40%). Замыкают тройку Государственный таможенный комитет, на долю которого пришлось 36% анкетируемых (диаграмма 8).

Диаграмма 8. Учреждения, в которые обращаются предприниматели

Бизнесмены, в силу своей деловой активности, часто прибегают к услугам как государственных учреждений, так и к услугам иных предприятий. Несмотря на то, что деятельность любого юридического лица подлежит налогообложению, только 70% предпринимателей указали, что прибегают к услугам по уплате налогов и лишь двое из трех – к услугам банков. Это можно объяснить тем, что зачастую предприниматели
не занимаются напрямую финансовой отчетностью, а делегируют работу с налоговыми
и финансовыми учреждениями своим непосредственным подчиненным (диаграмма 9).

Диаграмма 9. Услуги, к которым прибегают предприниматели

Почти все предприниматели знают, что многие государственные услуги можно получить удаленно в автоматическом или полуавтоматическом (требующем единичной явки в госорган) режиме. При этом 62% из них узнали о такой возможности посредством интернета, еще 11% – от знакомых и всего 4% – от сотрудников, оказывающих услуги. Однако оказалось, что десятая часть деловых людей не предполагали, что можно получать многие госуслуги онлайн (диаграмма 10).

Диаграмма 10. Источник, через который предприниматели узнали об электронных государственных услугах

Безусловно предоставление государственных услуг не должно быть единообразным. То есть нужно предоставить выбор в способе получения требуемого. Таким образом, трое из четырех бизнесменов хотели бы максимально упростить себе доступ к госуслугам посредством мобильных приложений, 56% – высказались за Единый портал интерактивных государственных услуг и только четверть опрошенных хотели бы посещать Центры государственных услуг. Кроме того, некоторыми пользователями (1%) было озвучено предложение о создании бота в популярных мессенджерах (диаграмма 11).

Диаграмма 11. Желаемый способ доступа к государственным услугам

Помимо вопросов, на которые требовалось ответить в обязательном порядке, в анкете были и так называемые «открытые» вопросы, на которые предприниматели могли не отвечать вовсе, либо отвечать в свободной форме. В частности, был задан вопрос «Какие услуги были бы востребованы у предпринимателей через Интернет?», т.е. без обязательного посещения соответствующих учреждений.

Разумеется, наиболее популярным был ответ «Все». Т.е. предприниматели хотели бы вообще не тратить время на походы по инстанциям. Однако этот ответ, несмотря на его объемное значение, является наименее информативным, т.к. не отражает актуальных желаний. Другие бизнесмены давали конкретные предложения, среди которых можно рассмотреть наиболее популярные и интересные:

  • сдача отчетов по коммунальным услугам для юридических лиц через интернет. В настоящее время предприниматели (или их представители) вынуждены ежемесячно выстаивать в очереди для сдачи таких отчетов;
  • упрощенное получение банковских услуг (кредитование, регистрация кассовых аппаратов и т.д.) без обязательного посещения банка;
  • заявки на сертификаты соответствия, различные разрешения, подключение коммунальных услуг, таможенная очистка, сертификаты от Госкомприроды;
  • получение смс-уведомлений о наличии задолженностей, о безакцептном списании налоговых отчислений со счета, формирование отчета об отсутствии задолженностей и т.д.;
  • получение компетентной информации и пошагового инструктажа по возникающим вопросам при работе с услугами через OneID и my.gov.uz;
  • страхование, погашение кредитов, запись в очереди и подача других заявок;
  • регистрация и перерегистрация транспортных средств в ГУБДД;
  • детальные данные о госпрограммах и планах (инвестиции, расходы, источники финансирования, направления, закупки, тендеры).

Кроме этого, было озвучено такое предложение: перед запуском новых электронных государственных услуг прорабатывать полный механизм их реализации, устранив все возможные ошибки до массового применения.

Еще одним открытым вопросом была графа с предложениями предпринимателей об улучшении качества государственных услуг. Особо следует выделить следующие:

  • провести либерализацию по уменьшению предоставляемых документов и снижению «зарегулированности» госорганов;
  • упростить процедуру получения ЭЦП, сделать ее бессрочной (либо отказаться вовсе) и развивать персональный кабинет, вводя новые услуги и возможности для работы;
  • решить вопрос квалификации кадров на местах. «Человеческий фактор мешает развитию бизнеса. Тяжело преодолеть бюрократические барьеры» – данный ответ в разный вариациях повторяют многие предприниматели;
  • разработать систему поощрительного маркетинга госуслуг: сделать специальные акции, бонусы для предпринимателей на основе системы KPI;
  • усилить службу call-центров при Центрах государственных услуг свозможностью быстро и четко отвечать на вопросы по получению услуг;
  • убрать дублирующие функции, усилить серверы хранения информации;
  • добавить видео-инструкции по пользованию госуслугами;
  • улучшить оказание услуг посредством интернета (назначение времени
    на оказание услуги, получение ответа на заявления);
  • провести детальный аудит всех госуслуг, передать максимальное их число частному сектору;
  • отображать в кабинете на ЕПИГУ путь каждого запроса, сроки рассмотрения, фамилии ответственных лиц на каждом этапе, в каком ведомстве рассматривается запрос;
  • запустить мобильную версию ЕПИГУ.

На этом у нас все! Еще раз благодарим за участие в опросе наших бизнесменов!
Мы уверены, что Ваши ответы помогут развитию интерактивных государственных услуг в республике. Всех Вам благ!

Вазген Аванесов,
Центр Электронного правительства