Первое, что видят гости, прибывшие в нашу страну, – здание аэропорта. Имидж государства, принимающего гостей, зависит, в том числе, и от качества услуг, предоставляемых в аэропорту, наличия в нем продуманной инфраструктуры, которая делает полеты комфортными и безопасными.
Сейчас границы становятся все более и более открытыми, а заграничный туризм – массовым явлением. Заметное увеличение пассажиропотока, тем временем, диктует новые требования к организации работы как аэропортов, так и авиакомпаний.
Во многих международных аэропортах современного мира применяются IT-системы, оптимизирующие процесс управления аэропортом и оказания услуг пассажирам. Большинство из них уже стали стандартами в обслуживании, и в настоящее время они активно внедряются и в Узбекистане. Об этом ICTNEWS рассказал начальник отдела координации развития IT Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» Бахтиёр Худайбердиев.
– Все мы прекрасно знаем, что каждая современная авиакомпания постоянно старается повышать уровень обслуживания пассажиров. Чтобы делать это на высоком уровне, она должна заботиться не только об обновлении парка самолетов, но и сфокусироваться на использовании передовых информационных технологий. IT-технологии в авиации призваны упростить работу сотрудников авиакомпаний и аэропортов, оптимизировать обслуживание, делая его качественным и, что немаловажно, менее затратным, – отметил Бахтиёр Худайбердиев.
Ни для кого не секрет, что технология самостоятельной регистрации и покупки электронного билета в международных авиакомпаниях становится простым и приятным делом. Процесс работы этой системы несложен: решив отправиться в отпуск или командировку, человек может зайти на сайт авиакомпании, выбрать там необходимую ему дату, забронировать билет и оплатить его. Развитие системы онлайн-бронирования и покупки электронных билетов включено в постановление Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2016 года №ПП–2569 «О мерах по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики на 2016 – 2018 годы». Это позволит к 2018 году реализовывать авиабилеты на рейсы Национальной авиакомпании через такие популярные международные платежные системы, как Visa, MasterCard, и другие. В настоящий период онлайн-услуги, связанные с авиабилетами, уже осуществляются на международные направления через национальную платежную систему Uzkard. А в самое ближайшее время к комплексу онлайн-сервисов на веб-сайте авиакомпании добавится возможность предварительного выбора посадочных мест на борту воздушного судна, – поделился Бахтиёр Худайбердиев.
После модернизации проекта онлайн-бронирования и онлайн-покупки авиабилетов специалисты Uzbekistan Airways планируют запустить мобильное приложение, в котором также можно будет использовать вышеназванный сервис. То есть пользователи мобильного приложения от UzAirways будут иметь возможность забронировать или купить авиабилет, выбрать себе место в салоне самолета и распечатать на принтере маршрутную квитанцию. Пассажиры, безусловно, будут рады таким удобствам, ведь с внедрением этой технологии им больше не придется стоять в очередях. К тому же никто не станет отрицать преимущества электронного авиабилета, который хорош хотя бы тем, что его физически невозможно потерять.
Впрочем, такие билеты выгодны и для авиакомпаний, так как они позволяют значительно сэкономить на изготовлении его бумажной версии. Также система регистрации через интернет даст возможность сократить перегруженность аэропортов. Да и не стоит забывать, что это также облегчит прохождение пассажирами формальных процедур в аэропорту, лишний раз избавит от очередей, особенно сейчас, когда наблюдается тенденция к увеличению пассажиропотока.
Помимо использования международных информационных систем в области инженерно-технической, аэронавигационной и коммерческой деятельности авиакомпании были также успешно внедрены проекты, реализуемые в рамках национальных программ развития сферы ИКТ. Если раньше сотрудникам авиакомпаний приходилось вносить несколько раз одни и те же данные для выполнения различных задач, то сегодняшний хай-тек позволяет объединить многие системы. Ряд информационных систем, направленных как на автоматизацию производственных процессов, так и на информатизацию управленческих задач, были внедрены согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2014 года №ПП–2158 «О мерах по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики». Авиакомпания реализовала шесть проектов, первыми из которых были «Кадровый учет и управление трудовыми ресурсами» и «Программное обеспечение по оперативному контролю депозита авиакасс». Далее также успешно были запущены проекты «Разработка и внедрение информационной системы по учету и подготовке отчетных данных по наличию и движению горюче-смазочных материалов», «Внедрение программы электронного планирования летной деятельности», «Внедрение программного обеспечения для предоставления информации о статусе розыска багажа в режиме онлайн» и «Система онлайн-бронирования и онлайн-продажи авиабилетов».
По словам представителей «Узбекистон хаво йуллари», в авиакомпании активно развивается сотрудничество с международной организацией SITA, предоставляющей многим авиакомпаниям мира услуги по телекоммуникационным продуктам и информационные решения в области коммерческой производственной деятельности. Сотрудничество с SITA в прошлом году привело к существенному расширению и модификации программных продуктов для организации процедуры регистрации пассажиров на авиарейсах нашей авиакомпании.
Например, в международных аэропортах Ташкента и Самарканда была имплементирована принципиально новая информационная платформа для регистрации пассажиров. Новая платформа позволяет использовать один терминал для работы с несколькими системами регистрации разных авиакомпаний, что значительно улучшает условия обслуживания и комфорта пассажиров в терминалах вылета.
– В начале 2017 года завершились работы по проекту модернизации информационной системы электронной библиотеки нормативных документов Национальной авиакомпании. В активную фазу перешел проект разработки уникальной автоматизированной системы учета рисков. В ближайшей перспективе – модернизация системы корпоративного электронного документооборота, развитие системы онлайн-услуг, внедрение корпоративной системы класса Help Desk.
Также с вводом в эксплуатацию самолетов нового типа Boeing-787 «Dreamliner» в 2016 году и увеличением парка воздушных судов к 2019 году до шести бортов в НАК «Узбекистон хаво йуллари» будет организован соответствующий комплекс IT-решений в области линейного технического обслуживания данного типа воздушного судна. В планах Национальной авиакомпании и комплексное развитие проектов в сфере ИКТ. В ближайшие годы мы намерены продолжать внедрять новые информационные системы в зависимости от потребностей и развивать текущие, – заключил Бахтиёр Худайбердиев.
Отрасль авиаперевозок изначально является высокотехнологичной и развивается в соответствии с общемировыми стандартами и требованиями, но все же отрадно, что повышение качества работы с клиентами стало для отрасли почти такой же стратегической целью, как и обеспечение безопасности полетов.