В начале ноября в Ташкенте при поддержке компаний NETinfoPlc и Serviceyou прошла конференция под названием «Будущее уже сейчас». Мероприятие охватывало финансовый сектор, объединив менеджеров электронного банкинга и альтернативных каналов, специалистов в сфере ИКТ, менеджеров по продажам, руководителей по операционным вопросам, а также членов советов директоров.

Участники получили полное представление о последних глобальных тенденциях, альтернативных методах оплаты и передовой практике, а также советы по цифровому преобразованию бизнеса и быстрому возврату инвестиций. Также обсуждались вопросы по соответствию текущим и будущим потребностям клиентов и обеспечению конкурентного преимущества. Редакция ICTNEWS провела блиц-интервью с президентом и исполнительным директором компании NETinfoPlc Вассосом Аристодему, начальником операционного департамента Орландо Кастелланосом (COO) и  руководителем по развитию бизнеса Татьяной Ксенофонтос.

– Какой вы видите картину процесса информатизации банковской сферы Узбекистана?

О.К.: Рынок Узбекистана не отличается от рынков других стран. Информатизация, цифровизация, финтех – без этого банки уже не могут существовать.

В.А.: Я думаю, что через 2-3 года произойдет полная трансформация банков. Сейчас, например, есть филиалы банков в регионах, которые обслуживают местное население. В будущем же банк сможет просто существовать как одно учреждение и обслуживать весь Узбекистан. Для этого нужны технологии. Банки, которые не будут внедрять эти технологии, просто перестанут работать.

Т.К.: В Узбекистане всего 2 или 3 больших банка. Все остальные банки обслуживают небольшое количество клиентов (по сравнению с населением страны). Думаю, что банки должны поменять работу в части предоставления своих услуг. Главное – это поменять технологию и взять  ориентацию на клиентов, ведь потребности клиентов растут каждый день, и нужно понимать, что им дать.

– Вы согласны с мнением, что надо внедрять инновации вне зависимости от стоимости? Какой бюджет необходим для трансформации банка и какую отдачу банк может получить от этого?

О.К.: Нет, я не согласен. Это зависит от условий каждого отдельно взятого банка. Существует два варианта. Первый подход – это многоканальные решения, второй – полная цифровизация. Поэтому бюджет по большей части зависит от потребностей клиентов.

В.А.: Бюджет для цифровой трансформации может стоить от нескольких сот тысяч до миллионов долларов США. Но банки сами знают, как работать, они знают всех своих клиентов, их потребности, и в зависимости от этого они должны разрабатывать свою стратегию цифровой трансформации. Например, сейчас есть банки, которые работают или только в Ташкенте, или только в регионах, но в будущем, если банки внедрят новые технологии, они смогут обслуживать всю страну. У них будет больше возможностей, больше клиентов и, соответственно, больше доходов.

Т.К.: Я приведу один простой пример. Если вы открываете кафе, вы обязательно думаете об удобствах для своих клиентов. Ставите кондиционер, удобные столы и стулья для того, чтобы людям было удобно покушать или выпить чашечку кофе. Если этих удобств в вашем кафе не будет, то клиенты уйдут в другое кафе. Также и в банках, если не предоставлять нужные, удобные услуги, то клиенты будут уходить в другой банк. Поэтому, чем больше будет у банков услуг, тем больше будет возврат инвестиций и в целом доходов.

– Есть мнение, что без инноваций банки не выживут, но при этом наши банки очень даже неплохо живут. За счет чего все еще держатся «консервативные» банки, или все же роль цифровизации преувеличена?

О.К.: И да, и нет. Да – это значит, что роль цифровизации увеличивается, потому что технологические предприятия заинтересованы в их продаже. Финтех уже появились во многих странах, наверное, скоро они будут и в Узбекистане.

В.А.: Очень многое зависит от законодательства, от регулирования центрального банка. Если центральный банк внедряет и принимает законодательство по части трансформации, значит, банки также должны адаптироваться к новым технологиям. Сейчас молодое поколение, которое  не хочет ходить в банки, все свои дела они решают через смартфоны. Вероятно, таким  же способом они захотят использовать и свой банкинг. Поэтому я думаю, что банки должны адаптироваться к этой реальности и внедрять новые технологии. Если они не будут этого делать, то потеряют свой бизнес.

Т.К.: Без инноваций, будь то маленький банк или большой, он будет отставать. Мы часто слышим от больших банков, что у нас и так много клиентов, нам ничего не надо. Сегодня, может, этого и достаточно, а завтра? Если завтра клиент решит, что в соседнем пусть и небольшом банке предоставляют услуги, которых нет в его большом банке, то он перейдет туда. Вне зависимости от размера. По поводу преувеличения роли цифровой трансформации – многие часто заблуждаются, думая, что нужно выкинуть все, что есть, и купить все новое, и все сразу начнет автоматически работать. На самом деле это не так. Зачем банкам тратиться? Легче пересмотреть свои существующие процессы и на базе действующих систем провести трансформацию услуги, которая сегодня предоставляется в отделении банка.