Smart-туризм в Узбекистане

Сфера туризма не стоит на месте и наиболее активно развивается с точки зрения информатизации. Только в этом году было запущено несколько приложений и интерактивных услуг. О том, как развивается smart-туризм в нашей стране и что с ним будет в перспективе – в материале ICTNEWS. 

Ни для кого не секрет, что за счет развития и совершенствования ИКТ в сфере туризма улучшается качество оказываемых услуг и повышается информированность о туристическом потенциале страны.

В целях реализации постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции» №3724 от 14 мая 2018 г. в сегменте услуг HoReCa Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций была разработана международная информационная система Silkroad.uz. Она позволяет оперативно оформлять гостям бронь, ускоряет процесс заселения, делает оплату услуг
быстрой и комфортной как для гостей, так и для персонала гостиницы. Госкомтуризм вносит вклад в развитие предпринимательской деятельности, осуществляя запуск в пилотном режиме единой системы бронирования.

Главное преимущество данной системы – достоверное отображение количества номеров в гостиницах и информирование о бронировании номера в режиме реального времени. Система позволяет вести автоматический учет уплаты госпошлин,
упрощает подачу отчетов, снижает уровень возникновения ошибок из-за человеческого фактора. В скором времени планируется подключить систему к таким агрегаторам, как Booking.com, Expedia.com и др. Совместно с компанией SmartChain разрабатывается инновационное мобильное приложение NAZZAR. NAZZAR – это приложение с применением технологии AR (Augmentedreality – дополненная
реальность), которая позволяет интегрировать на любые материальные носители элементы дополненной реальности. При наведении смартфона на значок NAZZAR на экране смартфона появляется изображение реального объекта, дополненное различными эффектами. Фирменный знак размещается на любом материальном носителе: буклет, журнал, меню, упаковка, вывеска, рекламный баннер. Среди примеров можно выделить:

  • видеостатичную картинку на носителе, которая «оживает», превращаясь в видеофрагмент;
  • аудиосопровождение, которое воспроизводится с помощью динамика смартфона пользователя;
  • 3D-объекты. Фото и картинки на экране становятся трехмерными, что позволяет рассмотреть их с разных сторон и ракурсов;
  • виртуальные кнопки. Рекламное предложение дополняется кнопками «купить» и «узнать больше», появляющимися на экране смартфона во время просмотра.

Одной из крупных разработок для путешественников стал проект Uzbekistan Pass, включающий в себя различные туристические сервисы.

Uzbekistan Pass – это первый и пока единственный национальный продукт, предоставляющий широкий спектр туристических услуг по Узбекистану. Это приложение может стать платформой для развития smart-туризма в стране. Uzbekistan Pass интегрирован с уже существующими сервисами и приложениями, что делает сервис удобным и оперативным для путешественников в любой точке страны.

Данная разработка имеет свой сайт и мобильное приложение, которое можно скачать в Play Market или Appstore. Компания также разработала мультиязычные карманные путеводители. Пользователи Uzbekistan Pass могут получить их совершенно бесплатно. Путеводители подробно расскажут о каждой области Узбекистана, ее достопримечательностях, кухне и праздниках. Кроме того, через приложение можно приобрести турпакет либо заказать услуги гида.

В приложении Uzbekistan Pass разработана кнопка SOS. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций турист может получить помощь, нажав на эту кнопку, а владелец дисконтной карты при ее активации автоматически получит медицинскую
страховку. Пользователям приложения также доступен «Мобильный навигатор». Используя эту услугу, турист автоматически получает полную информацию о заданном маршруте, времени пути, а также о ближайших заведениях, в которых ему предоставят скидку при наличии дисконтной карты Uzbekistan Pass. Пользователи приложения могут получить данную карту, которая позволит им иметь скидки в гостиницах, кафе, ресторанах, культурно-исторических заведениях, при покупке сувениров и при пользовании автомобильными услугами. В совокупности скидки по данной карте могут достигать 70%.

Система также может предложить взять машину в аренду или заказать такси. Среди услуг Uzbekistan Pass есть сервис бронирования номеров в отелях, трансфер от аэропорта и обратно, покупка ж/д и авиабилетов и многое другое.

В сотрудничестве c оператором мобильной связи UMS Uzbekistan Pass были разработаны и внедрены туристические сим-карты, а также два тарифных плана для туристов – Uzbekistan Pass 2000 и Uzbekistan Pass 5000. Это новшество позволит путешественникам пользоваться мобильной связью и интернетом на выгодных условиях. Компания UMS также будет предоставлять льготный доступ к навигатору Uzbekistan Pass без расхода мобильного трафика. Следует отметить, что данные туристические сим-карты уже продаются в пилотном режиме в международном
аэропорту имени И. Каримова.

Многие туристы предпочитают искать отели, рестораны и достопримечательности по рейтингам и отзывам в Сети. В Узбекистане в этих целях была создана программа ClickSmile.

Приложение ClickSmile – это своего рода «пульт лояльности». Это система оценки качества обслуживания с максимальным уровнем конверсии в отзывы. Программа позволяет оценивать качество сервиса на месте в момент получения услуги. Важно понимать, что другие способы получения фидбэка в виде опроса, смс-голосования или звонков не дают таких результатов. С помощью ClickSmile можно получать отзывы в режиме реального времени, к примеру, на кассе при большом потоке клиентов. Благодаря оперативной работе приложения можно отреагировать на негативный отзыв, пока клиент еще находится в заведении.

В данной системе также доступны такие сервисы, как мониторинг качества работы персонала, оценка удовлетворенности покупателей, автоматическое управление инцидентами, централизованное управление рекламным контентом, обучение и аттестация персонала, оптимизация управления ресурсами и система аудиогида в автобусах.

Для продвинутых путешественников, привыкших получать информацию одним кликом, также создано инновационное решение. Проект Verum-QR – это информационная база всех туристических объектов и экспонатов в текстовом и аудиоформатах. Информация о них доступна на 12 языках с применением технологии QR-кода. Это приложение функционирует в Самарканде, Бухаре и Хиве. В будущем планируется повсеместное внедрение системы во всех туристических зонах, объектах культурного наследия, в аэропортах и ж/д вокзалах, а также гостиницах.

В скором времени появится мобильное приложение UzFinder. Приложение позволит найти ближайшие к вам туалеты и бесплатные Wi-Fi-зоны. Также UzFinder предоставит пользователям возможность оценить тот или иной туалет, выложить его фотографию, указать его стоимость или ее отсутствие и другую дополнительную информацию.

Общение с помощью прямых линий является распространенным способом непосредственного контакта граждан и органов власти. Для этого в Госкомтуризме имеется горячая линия (1163) и работает телефон доверия (200-00-88).
Госкомтуризм одним из первых среди министерств и ведомств запустил официальную страницу в Facebook. На странице освещается деятельность комитета как на местном, так и на международном уровне. На сегодняшний день на страницу подписано более 22 тысяч человек. Охват публикаций достигает 120 тысяч пользователей. За новостями туризма можно следить не только через официальный сайт комитета, но и через Telegram-канал @uzbekistantravel.

Абдурахмат Рахимов, главный специалист
Управления по развитию смарт-туризма и ИКТ