Мировой опыт формирования и развития системы «Электронное правительство»

Что такое «Электронное правительство»? Как оно формировалось? Что послужило предпосылками его развития в мировой практике? И что из международной практики применяется в Узбекистане?

ШАГ ПЕРВЫЙ. ИСТОРИЯ

Развитие информационно-коммуникационных технологий в современном мире повсеместно влечет за собой многосторонние тенденции, в том числе трансформацию сфер человеческой деятельности и общественных институтов. В контексте трансформации политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи национальные правительства ставят перед собой актуальную сегодня и на перспективу задачу – обеспечение эффективного формирования, функционирования и развития системы «Электронное правительство».

Понятие «Электронное правительство» впервые было освещено в США в 1991 году, но в настоящее время в международной практике уже накоплен достаточный опыт в формировании и развитии этой системы. В большинстве передовых стран мира разработаны и реализуются комплексные программы, предусматривающие стратегии информационного развития страны. Также мировое сообщество уделяет особое внимание этой сфере и проводит огромную работу по эффективному международному сотрудничеству, исследовательской деятельности и реализации глобальных инновационных проектов. Так, например, начиная с 2003 года отдел государственного управления и управления развитием ООН раз в два года проводит исследования для оценки готовности и возможности национальных государственных структур в использовании ИКТ для предоставления гражданам государственных услуг, на основании чего составляется рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства. Рейтинг формируется исходя из индекса развития электронного правительства на основе оценки степени охвата и качества интернет-услуг, уровня развития IT-инфраструктуры и человеческого капитала. Исследование, проведенное в 2016 году, предоставило новые доказательства потенциала в осуществлении Повестки 2030 и ее 17 целей устойчивого развития, принятой в ходе Саммита ООН по устойчивому развитию 25 сентября 2015 года, а также показало глобальную тенденцию к использованию инновационных ресурсов и внедрению ИКТ для оказания услуг, вовлечению людей в процесс принятия решений и продвижение услуг, ориентированных на людей и отражающих их потребности.

ШАГ ВТОРОЙ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В НАШИ ДНИ

В настоящее время не существует единой стратегии или шаблона формирования и развития электронного правительства, которые могли бы выступить в роли инструмента преобразований, трансформирующих политические процессы, бросающие вызов его традиционным институтам и механизмам. Анализируя мировой опыт формирования и развития системы «Электронное правительство», принято выделять две основные модели политической стратегии формирования электронного правительства: «западная» и «восточная». Восточная модель, отражающая специфику формирования и развития системы «Электронное правительство» в азиатских странах, характеризуется реформированием системы государственного управления на основе принципов нового государственного управления и обеспечения открытости и прозрачности деятельности государственных органов.

С наибольшим успехом эта модель реализуется в Республике Корея, Сингапуре и Японии. В то время как западная модель включает в себя стратегии формирования электронного правительства в Америке и европейских странах. В большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы особое внимание уделяется внедрению ИКТ в административном реформировании и сервисе граждан, а в США большая роль отводится также совершенствованию политической системы.

Электронное правительство Республики Корея, занявшее третье место в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства ООН в 2016 году и занимавшее первое место в этом же рейтинге в 2010, 2012 и 2014 годах, завоевало мировое признание. Одной из причин лидерства Кореи не только среди азиатских стран, но и на мировом уровне является создание благоприятных условий для развития ИКТ, в частности, обеспечение возможностей для всемерного совершенствования приложений, которые доступны для загрузки на едином интегрированном портале страны. Условно принято выделять четыре этапа развития электронного правительства Кореи. Первым этапом стало Правительство 1.0 – как самый ранний этап формирования условий для внедрения электронного правительства, направленный на внедрение ИКТ в сектор государственного управления, перевод рабочих процессов на цифровые технологии и формирования инфраструктуры электронного правительства. Далее – этап Правительство 2.0, ориентированный на граждан, взаимодействие с ними онлайн и интерактивно, реализованный в период с 2001-го по 2007 годы. Проекты внедрения электронного правительства были реализованы на базе принципов традиционализма (конфуцианства) и «рациональной бюрократии».

За несколько лет было изменено до 40% нормативно-правовых актов, регулировавших государственное управление и службу. На третьем этапе развития электронного правительства Правительство 3.0 в целях бесперебойного предоставления электронных услуг гражданам была осуществлена интеграция информационных систем электронного правительства и обеспечен открытый доступ к данным, необходимым для взаимодействия с государством. В 2013 году начаты работы по реализации стратегии «умного» правительства – электронное правительство 4.0, с помощью которого независимо от каналов доступа граждане могут пользоваться простым и бесплатным доступом к государственным услугам. В настоящее время реализованы свыше 409 проектов, больше половины которых выполнены малыми и средними предприятиями, 300 тысяч загрузок исходного кода единой стандартизированной платформы электронного правительства на основе программного обеспечения с открытой архитектурой (eGovFrame). Единая платформа eGovFrame, способствовавшая существенному сокращению бюджета на разработку новых и поддержку действующих систем электронного правительства, получила дальнейшее распространение в Болгарии, Мексике, Монголии, Вьетнаме.

Ключевым фактором, оказавшим значительное влияние на формирование электронного правительства Сингапура, является создание в 1999 году Агентства по информационно-коммуникационному развитию, на который были возложены широкие полномочия по осуществлению консалтинга, контроля и мониторинга процессов электронного правительства страны, а также распределение бюджетных трат в этой связи. Агентство также отслеживает и регулирует реализацию проектов, прописанных в Стратегическом плане развития электронного правительства Комитета по разработке стратегии электронного правительства, возглавляемого премьер-министром. Создание так называемых «городов» (TOWN), являющихся проектами, в которых принимают участие сразу несколько отраслевых министерств, стало принципиальным решением в области управления. В последующие годы в Сингапуре особое внимание уделялось разработке предоставления ведомствами собственных сервисов, как, например, заполнение налоговых деклараций, выдача разрешительных документов. И спустя три года, в 2006 году, закончилось создание единого портала интеграции разрозненных сервисов различных государственных организаций. Официальный веб-портал Сингапура (www.gov.sg), объединяющий все сферы жизнедеятельности, имеет четыре взаимосвязанных раздела: правительство, граждане, бизнес и нерезиденты. На программы по совершенствованиюсистемы «Электронное правительство», в частности, на дальнейшее развитие официального веб-портала ежегодно государство выделяет 0,5 млрд долларов. Также неоспоримым преимуществом сингапурских проектов является стимулирование реализации проектов в рамках ИКТ на основе государственно-частного партнерства. Ярким примером является проект подведения высокоскоростных оптоволоконных линий доступа к интернету во всех домохозяйствах Сингапура, требовавший для реализации 4 млрд долларов. Государство вложило лишь 1 млрд долларов, оставив недостающую часть для реализации консорциуму, победившему в тендере.

Программа формирования и развития системы «Электронное правительство» Японии основывается на принятой в 2001 году программе «317 шагов», главная цель которой – к 2055 году обеспечить мировое лидерство в сфере ИКТ. Внедрение современных информационных сетей, применение информационных технологий в образовании, развитие электронной коммерции, использование информационных технологий в администрировании и работе социальных служб и обеспечение безопасности информационных сетей являются пятью приоритетными направлениями в реализации этой программы. Эти реформы стали ключевым условием формирования и реализации государственной политики Японии в сфере развития и распространения ИКТ, в том числе на столь высоком уровне развития электронного правительства страны. Национальная программа «Электронная Япония» (e-Japan) по развитию перспективных информационных технологий, направленная на создание в стране инфраструктуры высокоскоростных сетей передачи данных, развертывание использования интернета, развитие электронной торговли (e-commerce) и, как следствие, придание импульса экономике страны, способствует снижению тарифов на все виды связи. Более того, принятые «Стратегия электронная Япония» (e-Japan Strategy) в 2001 году, «Стратегия электронная Япония II» (e-Japan Strategy II) в 2003 году, «Новая стратегия реформ ИТ» (New IT Reform Strategy) в 2006 году, «Стратегия Японии 2015» (i-Japan Strategy 2015) в 2009 году и «Новая стратегия ИКТ» в 2010 году стали фундаментом формирования одной из самых развитых систем электронного правительства. Вслед за проектами, принятыми правительством Японии, «Декларация самой продвинутой IТ нации мира» 2014 года стала следующим этапом формирования системы достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для жителей Японии. Эти реформы создали условия для интеграции инновационных проектов, ставших решениями административных проблем общества. «Интернет вещей» (Internet of things), Большие данные (Big Data), карты «Регистрации основных резидентов» (Basic resident register) являются лишь некоторыми из них. Информационная система по сейсмической диагностике и прогнозированию «Nowcast» получила высокую оценку ООН при исследовании уровня развития электронного правительства стран мира в 2016 году.

Великобритания, являющаяся представительницей западной модели политической стратегии формирования электронного правительства, заняла первые места в Индексе электронного участия, а также в  рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства, подготовленном ООН (по состоянию на 2016 год). Стратегическая программа Великобритании «Модернизация государственной власти», принятая в 1999 году и охватывающая пять миллионов государственных служащих страны, стала ключевым элементом внедрения электронной системы управления информационного века. На основании этой Стратегии были созданы правительственный портал «Великобритания онлайн» (www.open.gov.uk), проект «Прямой доступ» (Direct Access), позволяющий государственным органам предоставлять гражданам в удобное для них время электронный доступ ко всем формам документов, использовать электронно-цифровую подпись для заполнения форм, необходимых для получения электронных государственных услуг. Учреждение должности электронного посланника (e-envoy), уполномоченного за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации, стало еще одним шагом на пути к всестороннему развитию системы «Электронное правительство» страны, обеспечению открытости государственного управления, снижению уровня коррупции и улучшению финансового управления. Кроме того, ИКТ-стратегия, утвержденная правительством в 2011 году, которая была призвана сократить затраты и повысить эффективность государственных ИКТ-систем, стала способом решения ряда проблем в области ИКТ страны путем централизации контроля над ИКТ, создания равных возможностей для программных обеспечений с открытым кодом, создания общегосударственного «магазина приложений», поощрения регулярной отчетности министров и высших государственных служащих о ходе реализации ИКТ-проектов и программ.

Построенное на принципах сервисного предоставления государственных услуг, быстрого  удовлетворения потребностей граждан посредством ИКТ и исключения избыточных функций органов власти электронное правительство США считается одним из наиболее эффективных систем.

Системный подход к развитию был заложен в 90-х годах в «Стратегии электронного правительства» (E-Government Strategy), нацеленной на повышение эффективности работы федерального правительства. Важным фактором успеха стало встраивание позиций, связанных с информатизацией госуправления и качеством интерактивных правительственных услуг, в общую систему оценок эффективности функционирования правительственных ведомств, что нашло отражение в объемах финансирования из Государственного бюджета и специальных фондов. Официальный правительственный портал (www.First-Gov.gov) объединил сайты федеральных, штатных и местных органов власти, он содержит 27 млн веб-страниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Разделы услуг классифицируются на основании их сферы, как, например, получение лицензий, вопросы социальной безопасности, получение паспортов и другие. Более того, большое внимание наряду с  совершенствованием административной деятельности уделяется улучшению функционирования политической системы в рамках ИКТ. Примером чего является Федеральная корпоративная архитектура информационных технологий государственных организаций США, предполагающая создание единых стандартов для государственных информационных систем, в том числе стандарты данных, стандарты межведомственного обмена информацией, стандарты метаданных (и поиска информации), а также стандарты безопасности.

Программа «Электронная Европа», опирающаяся на базовые принципы макроэкономической политики стран Евросоюза, является подходом европейских стран в области формирования информационного общества. Стандартные отчеты о реализации проектов в рамках электронного правительства стран Европейского союза публикуются на официальном веб-сайте (epractice.eu) и основываются на перечне основных элементов IТ-инфраструктуры, как, например, порталы государственных услуг, сетевая инфраструктура и центры обработки данных, инфраструктура интеграции и пересылки электронных сообщений, инфраструктура идентификации и авторизации и другие. Согласованная минимальная правовая база для развития электронного правительства в форме Директив Европейской комиссии создает условия для формирования необходимого фундамента развития системы электронного правительства. Соответственно, во всех странах Евросоюза приняты законы, охватывающие как технические аспекты, так и этические, и политические вопросы электронного правительства, такие, например, как электронно-цифровые подписи, электронная торговля, защита данных, распределение госзаказов, доступ к информации и другие. Особое внимание уделяется национальным порталам предоставления электронных государственных услуг. Так, в ряде стран Европы по специальной проблематике или для отдельных категорий граждан также функционируют дополнительные порталы электронного правительства. Например, во Франции – Портал для госслужащих, в Голландии – Портал «обратной связи» с гражданами (Citizenlink), целью которого является стимулирование участия граждан в общественной жизни и жизни государства через измерение уровня удовлетворенности граждан деятельностью государства. Доступ как к национальным порталам предоставления электронных государственных услуг, так и дополнительным в ряде стран имеется не только через интернет и компьютер, но, например, как в Великобритании возможен с использованием каналов цифрового телевидения, мобильных телефонов. Также стоит отметить реализацию специализированных решений по управлению всеми электронными формами, использующимися при взаимодействии государства с физическими и юридическими лицами, которые внесут значительный вклад в развитие электронного правительства европейских стран путем налаживания электронного взаимодействия и создания возможностей для электронного документооборота. Примером являются э-Формы (eForms) Голландии или онлайн-центр форм (Online Form Center) Германии.

ШАГ ТРЕТИЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ

Как показывает мировой опыт, в качестве стратегических задач формирования и развития электронного правительства признаны более высокие стадии функционирования электронного правительства, взаимосвязи электронного государственного управления и характера административных реформ, большая ориентация на нужды граждан как потребителей государственных электронных услуг, обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственного управления.

Несмотря на схожие черты восточной и западной моделей политической стратегии формирования электронного правительства, каждое государство, исходя из своих экономических, социальных и политических интересов, разрабатывает и на постоянной основе совершенствует механизмы внедрения электронного правительства. Концепции реализации электронного правительства идут в направлении от использования онлайн-сервисов и широкого использования ИКТ для оказания государственных услуг к трансформации политических институтов, принципов и механизмов, предусматривающих модернизацию форм и сферы влияния граждан на процесс принятия и реализации управленческих решений.

В период с 11 по 17 декабря 2016 года специалисты Центра развития электронного правительства находились в служебной командировке для участия в программе по подготовке экспертов по информационно-коммуникационным технологиям – на учебном курсе «Эксперт по политике ИКТ», проходившем в Сеуле.

В курсе участвовали 20 специалистов (делегатов) из 12 стран мира – таких, как Бангладеш, Вьетнам, Коста-Рика, Иран, Кения, Лаос, Монголия, Судан, Танзания, Украина, Узбекистан и Вьетнам.

Программа проводилась при поддержке Министерства науки, ИКТ и будущего планирования (MSIP) совместно с Национальным агентством продвижения IT-индустрии (NIPA) правительства Южной Кореи с 12 по 17 апреля 2016 г.

В рамках этого курса в конференц-залах гостиницы Intercontinental Seoul COEX в Сеуле организаторами программы были проведены тренинги по следующим направлениям:

  1. «Политика Кореи в области ИКТ –факторы успеха и проблемы» («Korea’s ICT Policy — Success factors and challenges»), в котором были отражены этапы принятия политических решений по широкому внедрению ИКТ.
  1. «Тенденции развития ИКТ отрасли и перспективы» («Trend and Outlook of ICT Industry»), в котором были отражены макроэкономическая среда развития ИКТ, изменения в ИКТ среде, что ожидается в будущем при повсеместном внедрении ИКТ в жизнь граждан.
  1. «Барьеры в развитии электронного правительства. Наилучшая практика Кореи», в котором были описаны принципы электронного правительства, IТ-инициативы в Корее, барьеры, возникшие при построении э-правительства, интегрированный дата-центр правительства, системы MINWON (портал интерактивных услуг), KONEPS (система электронных торгов).
  1. «Политика применения облачных вычислений в Корее» («Cloud computing Policy in Korea»), где были описаны законодательство Кореи в области облачных вычислений, внедряемые проекты для облачных вычислений.
  1. «5G: Сервис следующего поколения» («5G: The next generation service»), на котором была отражена история развития сетей 2G, 3G.
  2. На лекции по теме: «Индустрия программного обеспечения и 4-я индустриальная революция» («SW Industry and 4th Industrial Revolution») прозвучала информация о роли программного обеспечения в промышленности и значимости информационных технологий в Корее. В последнее 5-летие в Корее ИКТ стремительно развивается и широко распространяется понятие «Умный город» по схеме «работа – офис – здание – город». Проводятся работы по проекту E-Government 3.0, где основной целью является улучшение жизненных условий граждан.

В ходе проведения курсов также были организованы бизнес-встречи с различными корейскими компаниями. Среди них LG CNS, Korea Telecom, NKIA (www.nkia.co.kr), MONITORAPP (www.monitorapp.com), KICT Group, ASAT Co. (www.asat.kr), ориентирующиеся в различных областях развития информационных и телекоммуникационных технологий, информационной безопасности.

Во время встречи была представлена информация о текущем состоянии развития информационных технологий в Узбекистане, а также о дея тельности Центра развития системы «Электронное правительство» в сфере реализации программы по развитию Национальной информационной системы Республики Узбекистан. Большинство компаний было заинтересовано в основном в реализации готового продукта на рынке Узбекистана и внедрении готовых продуктов для решения каких-либо задач. Компания LG CNS, например, была заинтересована в сотрудничестве по технической поддержке информационных систем, разработанных компанией LG CNS Uzbekistan.

В связи с этим предлагаем изучить опыт Кореи по использованию облачных технологий, расширению возможностей телекоммуникационной инфраструктуры, созданию информационных систем для автоматизации предоставления информационных услуг.

 

Гульчехра Абдуллаева, эксперт Центра развития системы «Электронное правительство», начальник отдела по развитию и совершенствованию законодательства; Махлиёхон Васиева, специалист 1-й категории