Практически ни для кого не секрет, что в Узбекистане вводится система обязательной маркировки товаров. Она будет проходить поэтапно: в первую очередь маркировке подвергнутся подакцизные товары: табачная и алкогольная продукция. Именно в этих категориях чаще всего встречается незаконно ввезенная в страну продукция, контрафактные единицы, зачастую произведенные без соблюдения санитарно-технических норм. Такие нелегальные товары могут быть опасны для здоровья потребителей, негативно воздействуют на официальных производителей и импортеров, а также наносят ощутимый ущерб бюджету страны.

Во многих передовых странах мира уже внедрена система обязательной маркировки товаров, либо существует законодательство, обязывающее производителей постепенно переходить на данную систему.

Так как же всё-таки маркировка товаров способна улучшить жизнь общества, и почему правительства стран всё усерднее принуждают маркировать товары?

Начнём с определения: маркировка – это процесс использования уникальных идентификаторов в цепочке производства и поставок различных товаров. Идентификаторы – это цифровые коды, по которым можно получить всю необходимую информацию о продукте. Обязательная маркировка позволяет осуществить прослеживаемость товаров от начала производственного цикла до момента его продажи.

Как происходит процесс маркировки:

1) каждой единице товара присваивается уникальный код маркировки, генерируемый специальной программой, который наносится на каждый экземпляр продукта в виде двумерного штрих-кода. Код нельзя подделать, заменить на другой после получения или использовать повторно. После списания товара или его продажи конечному покупателю, номер навсегда выбывает из оборота;

2) создаётся информационное поле, в котором можно отследить все перемещения товара от производства до места продажи, в нём отмечается каждое звено оборота продукции;

3) создаётся единый национальный каталог с полным описанием и перечнем производимых и ввозимых в страну товаров.

Одним из основных элементов прослеживаемости и маркировки товаров является принятая потребителями, бизнес-сообществом и правительствами глобальная универсальная система стандартов и решений GS1. Идентификационные номера системы GS1, такие как GTIN (Глобальный номер предмета торговли или, как еще принято его называть, уникальный код товара), GLN (Глобальный номер местоположения), SSCC (Серийный код транспортной упаковки), закладывают уникальный фундамент для обеспечения работы всех необходимых процессов в системах отслеживания и маркировки товаров.

Важно отметить, что национальной организацией – представителем международной организации GS1 в Узбекистане является Ассоциация автоматической идентификации GS1 Uzbekistan – ведущая свою деятельность уже более двадцати лет некоммерческая и негосударственная организация. GS1 Uzbekistan – единственная уполномоченная организация, развивающая и внедряющая международные стандарты и решения системы GS1 на территории нашей страны.

Что нам даст внедрение системы прослеживаемости и маркировки? Во-первых, потребители смогут быть защищены от нелегальной и контрафактной продукции. Будет минимизирован шанс использования некачественных товаров, угрожающих жизни и здоровью людей. Во-вторых, легальный бизнес сможет нарастить свои обороты в связи с отсутствием «серого» импорта. В-третьих, бизнес-процессы в стране станут максимально оптимизированы и прозрачны. И, в-четвертых, это положительным образом скажется на своевременном пополнении государственного бюджета.

Подводя итог, можно сказать о том, что внедрение национальной системы маркировки станет большим шагом к безопасным и качественным товарам, и, как следствие, возрастёт уровень доверия граждан к отечественному производству.

(на правах рекламы)