Скорость изменений в мире цифровых технологий постоянно растет. С одной стороны, это замечательно: каждый день в распоряжении компаний и организаций оказываются новые инструменты, позволяющие работать лучше и эффективней. С другой стороны, ускоряющийся прогресс создает значительные трудности. Куда лучше инвестировать ИТ-бюджет, какие технологии позволят сделать прорыв в бизнесе, какие решения тех или иных бизнес-задач сегодня наиболее перспективны?
Мы, как крупный поставщик цифровых решений, каждый день отвечаем на эти вопросы и помогаем заказчикам справляться с ускоряющимися изменениями, уверенно ориентироваться в мире современных технологий. Это требует от нас глубокого понимания сил и тенденций, которые определяют будущее нашей отрасли. Наш обширный опыт и близкие отношения с вендорами, которые и создают эти тенденции, дают нам четкое представление о том, что может ждать всех нас впереди. В этом обзоре я расскажу об основных трендах, которые, по нашему мнению, определят развитие отрасли ИТ в 2020 году.
Облака будут большими
Последние несколько лет на ИТ-рынке во всем мире активно растет доля облачных услуг. По данным аналитических компаний, таких как IDC и Gartner, в 2019 году эта тенденция усилилась, причем рост происходит за счет крупнейших облачных платформ: Azure, Google, AWS, Alibaba Cloud. По прогнозам IDC, к 2022 году топ-4 мега платформы обеспечат 80% рабочих нагрузок в публичных облаках (IDC Worldwide Big Data and Analytics Software Forecast, 2019).
Консолидация поставщиков облачных услуг объясняется вполне рациональными причинами. На большом масштабе проще реализовать высокую доступность и надежность, а также низкую стоимость облака. А еще на облачных платформах глобальных вендоров уже доступно множество готовых бизнес-решений от независимых разработчиков. Яркий пример – Microsoft Azure с его экосистемой ISV-решений. Еще одна причина ожидаемого нами успеха Azure в будущем году – это широкая распространенность продуктов Microsoft во всем мире. Трансформируясь в поставщика облачной платформы, корпорация настойчиво предлагает пользователям таких продуктов, как SQL Server, Exchange, Sharepoint, мигрировать локальную инфраструктуру в облако. И, конечно, для большинства это будет облако Azure.
Исключением станут сильно зарегулированные отрасли и сильно зарегулированные рынки, такие как российский, где множество заказчиков не имеет права размещать важные данные и приложения в облаках за пределами страны (или даже в публичных облаках вообще).
Для этих и для многих других заказчиков все более важным становится вопрос: как правильно сочетать публичные и частные облака, глобальных и местных провайдеров. Потребность заказчиков в стратегии и интегрированных средствах управления несколькими облаками хорошо понимают и поставщики инфраструктурных решений. HPE, Cisco, DellEMC (включает VMware) планируют развивать в 2020 году решения, связанные с гибридными и мульти-облачными инфраструктурами.
Еще одна важная тенденция в мире облаков в ближайшем будущем – появление все большего количества «cloud native» приложений, изначально созданных для работы в облаке. Хотя локальные версии бизнес-решений от Microsoft, Oracle, SAP, еще остаются доступными, предпочтительной платформой вендоры считают именно облако.
Интерес к сервисам будет расти
По данным IDC, мировой ИТ рынок (и российский тоже) вырос в 2018 году сильнее, чем ожидалось, однако в 2019-2020 годах аналитическое агентство не ожидает необычайно высокого роста. Единственная область, в которой ожидается очень положительная динамика – это сервисы, прежде всего связанные с инновационными направлениями – AI, IoT, Big Data. (IDC Worldwide Black Book 3rd Platform Edition, April 2019)
В силу своего удобства, сервис-ориентированная архитектура как в ИТ, так и бизнесе вообще, становится все более распространенной. А в ближайшее время еще больше обращаться к внешним сервисам компании заставит нехватка квалифицированных профессионалов (во всем мире по данным The Global Talent Crunch 2018 не хватает 85 млн специалистов). Конечно же, особенно не хватает специалистов по интернету вещей, аналитике больших данных, кибербезопасности, не говоря уже об их высокой стоимости. Помимо бурного развития сервисов человеческий дефицит принесет в 2020 году повышение спроса на решения, связанные с автоматизацией, такие как RPA. По данным McKinsey (World Economic forum, McKinsey) общий объем работы, выполняемой без участия человека вырастет с 2018 по 2023 год с 29% до 42%. И, конечно, обучение по «хайповым» специальностям будет все более востребовано.
Еще один результат роста сервисов – превращение сервис-провайдеров в новый, быстрорастущий класс потребителей. Оборудование для дата-центров, программное обеспечение, рабочие места, облачные мощности – всё это нужно для работы бурно растущему классу поставщиков сервисов (причем, не обязательно ИТ-сервисов!)
Данные: от интернета вещей до дэшборда
По данным IDC (IDC Black Book, Q4 2018), среди нескольких направлений ИТ наибольший рост (20%) в 2019-2023 ждет интернет вещей (также в исследовании участвовали cloud, BDA, безопасность, мобильность, ИТ в целом). При этом период «хайпа» и большого числа пилотов заканчивается, на очереди прагматичное использование для решения конкретных задач бизнеса.
Среди лидирующих отраслей-потребителей IoT — транспорт, энергетика, производство, потребительский сегмент (умный дом). Им предстоит решать с помощью интернета вещей такие «скучные», но первоочередные задачи, как повышение эффективности и снижение затрат, улучшение качества принятия решений, улучшение клиентского опыта. А новые коммуникационные технологии, такие как 5G и Wi-Fi 6, значительно расширяют возможности IoT и открывают новые сценарии применения.
Датчики и сенсоры интернета вещей генерируют огромный объем данных. Например, авиационному реактивному двигателю Pratt & Whitney GTF помогают экономить до 16% топлива и снижать шум на 75% пять тысяч датчиков, которые генерируют 10 GB данных в секунду. А в глобальном масштабе 25 ZB (зетабайт) 2018 года превратятся в 42 ZB в 2020 году и в 71 ZB в 2022 году (прогноз Cisco, The Zetabyte Era). Этот рост ощутимо превосходит рост возможностей сетей передачи данных, а, кроме того, передача данных занимает время и требует небесплатной энергии. Уже несколько лет для решения этой проблемы применяются периферийные вычисления (edge computing) – обработка данных рядом с местом, где они генерируются и пересылка в дата-центр уже результатов обработки, гораздо более компактных. Уже 37% пользователей IoT обрабатывают данные на периферии и в 2020 это количество будет расти (данные IDC).
С ростом объема и разнообразия данных неизбежно будут развиваться и технологии их обработки, в первую очередь аналитика и искусственный интеллект. Уже сейчас более 90% компаний сталкиваются с задачей анализа данных, а работа более 50% сотрудников в той или иной степени связана c данными (опрос IDC & Hitachi Vantara, 2019).
Следует ожидать, что аналитика все в большей степени будет происходить в облаке и в формате сервиса. Уже сейчас 53% мирового рынка бизнес-аналитики приходится на сервисы (IDC, Worldwide Big Data and Analytics Software Forecast, 2019). Глобальные облачные провайдеры, такие как Google, Microsoft, Amazon включают в свои платформы широкие аналитические возможности, а независимые разработчики создают на их основе конкретные прикладные решения. Это позволит клиентам просто «скармливать» свои данные аналитической системе и платить за использование алгоритмов и вычислительных ресурсов.
Уже сейчас существенной проблемой становятся «грязные» данные. Аналитики, специалисты по обработке больших данных, проводят все больше и больше времени не за, собственно, анализом, а за очисткой, проверкой достоверности, нормализацией, сопоставлением данных. А поскольку с ростом объема данных проблема будет только нарастать, единственным выходом является повышение культуры работы с данными, изменение отношения к данным со стороны всех подразделений бизнеса. В ситуации, когда принятие решений основано на технологиях аналитике искусственного интеллекта, вопрос качества данных неизбежно превращается в вопрос доверия к таким системам.
Новые мировые лидеры
Мы все привыкли, что экономическими и технологическими мировыми лидерами являются западные страны. Сегодня эта ситуация меняется. По данным PWC (World in 2050 report), к 2040 году экономическая мощь стран E7 (Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Россия, Мексика и Турция) может удвоиться по сравнению с G7 (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Канада и Италия). В 2015 году объем экономик E7 и G7 был одинаковым, а в 1995 году G7 был вдвое больше.
Какие следствия будет иметь опережающее развитие новых экономик? Безусловно, в этих странах будет расти спрос на ИТ, и глобальные игроки мирового рынка будут стремиться отвечать запросам потребителей из стран E7. От того, насколько им это удастся и насколько агрессивно власти этих стран будут защищать свои рынки, зависит успех их собственных отраслей ИТ. Например, в такой закрытой стране, как Китай уже работают собственные глобальные облака, собственные аналоги Google, facebook и Paypal, собственные разработчики и производители компьютерного «железа». Более того, многие из них, такие как Huawei и ZTE, активно работаю и на международном рынке. Вряд ли эстафета технологического лидерства перейдет к развивающимся странам в ближайшие годы, но я думаю, что в среднесрочной перспективе это возможно.
Выводы
Я перечислил некоторые тенденции ближайшего будущего, которые я считаю существенными для развития ИТ-рынка в 2020 году. Какие же практические выводы можно сделать из них?
- Если вы еще не в облаках, вам пора собираться. Если вы еще не выбрали облако – выбирайте большого глобального правайдера платформы и разворачивайте cloud-native приложения.
- Рассмотрите использование сторонних бизнес- и ИТ-сервисов в любых неключевых областях деятельности. Как правило, это выгодно.
- Больше внимание данным. Храните данные в порядке и думайте, где и как из них можно извлечь ценные сведения.
- Смотрите, что происходит в Китае, Индии, Индонезии. Именно в этих странах создается сегодня лучший мировой опыт применения ИТ.