Борьба за покупателей приведет к тому, что стандартных фишек мерчандайзинга будет недостаточно, чтобы завлечь покупателей. Нужно будет гарантировать качественный и быстрый сервис. Это значит, что не должно быть недостатка товаров, неудобных проходов, отсутствия товаров на полках и больших очередей.
Как магазины могут с этим справиться, рассказал Михаил Савицкий, Tech Lead ИТ-решения для ритейла в компании IBA Group.
Ритейл в Узбекистане: краткий обзор
Ритейл в Узбекистане стремительно развивается. В январе-июле 2021 розничный товарооборот составил почти 123 трлн сумов, это на 8,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
Рынок торговли в Узбекистане представлен тремя секторами: крупные ритейлеры, малый бизнес и неорганизованная торговля. Их доли распределяются следующим образом: ~20% — крупные торговые компании, ~70% — малый бизнес и ~10% — неорганизованная торговля.
Стоит отметить, что оборот крупных торговых компаний за январь-июль 2021 увеличился на 15% и составил 24,2 трлн сумов, в то время как доля малого бизнеса снизилась с 80% до 70%. Это связано с тем, что на рынок приходят новые иностранные компании. Узбекистан представляет большой интерес для них. В стране живет 35 млн человек, где средний возраст — 28 лет.
Как нейросети применяются в торговле
Нейросети сегодня используются практически во всех сферах: рекомендации в музыкальных сервисах, расчет маршрута и времени прибытия такси, фильтрация спама в рабочей почте.
В ритейле нейросети используются, чтобы распознавать, классифицировать образы, отслеживать перемещение объектов, сегментировать данные, строить прогнозы и т.д. Например, используя накопленные данные ритейлера за несколько лет, алгоритмы могут прогнозировать уровень продаж во время и после рекламной акции, определять спрос, распределять оптимально бюджет по каналам продвижения. Распознавая объекты на фотографиях, нейросети могут определять, правильно ли расположен товар на полках, все ли позиции выставлены.
Ручной, удаленный и автоматический способы контроля выкладки товаров на полках магазинов. Плюсы и минусы каждого способа.
Выкладка товаров тщательно продумывается производителями, поэтому важно, чтобы она максимально соответствовала планограмме. Традиционно для этого нанимают мерчандайзеров, которые посещают каждую торговую точку и проводят ее аудит. Мерчандайзеры вручную сравнивают выкладку с планограммой, фотографируют полки для отчетности, проверяют запасы на складах и прочее.
Но ручной аудит неэффективен:
- Мерчандайзер тратит много времени на аудит каждого магазина.
- Менеджеры не могут обработать все фотографии от мерчандайзеров.
- Встречаются ошибки человеческого фактора.
В итоге аналитические отчеты готовятся на основании неполной и, возможно, уже неактуальной информации. Это приводит к тому, что руководители не видят реальной ситуации и принимают не лучшие управленческие решения.
Ручной способ проверки устарел, и многие компании постепенно от него отказываются.
В статье расскажем о двух альтернативных способах контроля выкладки в магазинах.
- Удаленный. Несколько крупных компаний тестируют камеры наблюдения для контроля выкладки. Камера с определенными интервалами фотографирует полку, нейросети анализируют снимок, сравнивают его с планограммой и при наличии пропусков отправляют уведомление ответственному сотруднику.
Другой вариант удаленного контроля выкладки — робот-мерчандайзер. Робот передвигается между стеллажами, камера внутри него сканирует полки, а нейросети распознают товары. Робот может определить правильность выкладки, ценников, обнаружить пропуски товаров или лишние позиции на полке.
- Автоматизированный. Это промежуточный вариант между ручным и удаленным. Автоматизация не исключает мерчандайзера, но упрощает и ускоряет его работу. В данном случае специалисты используют специальные программы, которые автоматизируют часть процессов. Например, мерчандайзер приходит в торговую точку, деласет снимок полки, а уже приложение вместо человека сравнивает выкладку с планограммой и показывает, насколько правильно выставлен товар.
Какой способ больше всего подходит для ритейла Узбекистана
Самый эффективный способ — это робот. Исследования показывают, что он почти на 100% справляется со своими задачами. В то время как человек — только на 65%. Но он требует значительных инвестиций. Ручной способ — относительно недорогой, понятный, но наименее эффективный.
Самый оптимальный вариант для компаний Узбекистана — автоматизация. Рассмотрим несколько примеров, как автоматизация используется на практике.
Пример 1. Дистрибьютор шоколада и других продуктов питания протестировал приложение Goods Checker. С помощью Goods Checker мерчандайзеры выполняли аудит торговой точки: проверяли выкладку, отмечали причины отсутствия товаров и т.д. Благодаря автоматизации стали обрабатываться 100% фотографий от мерчандайзеров. Компания получила прозрачную систему контроля выкладки и смогла улучшить работу с сетью по представленности продукта. Кроме того, процент соблюдения планограмм повысился с 60% до 90%. Решение помогло увидеть реальную ситуацию на полках магазинов и обнаружить факты нарушения выкладки.
Пример 2. Известный швейцарский производитель продуктов питания также использует похожее решение. Мерчандайзер заходит в приложение, выбирает нужную категорию и товары, фотографирует полку, а приложение поверх фотографии отмечает, какие товары должны стоять на ней. Процесс контроля выкладки стал проще, повысился процент соответствия планограммам, а количество out-of-stock, наоборот, уменьшилось.
Пример 3. Крупный производитель безалкогольных напитков предоставил мерчандайзерам мобильное приложение, которое автоматизировало процесс проверки выкладки. Благодаря приложению время аудита сократилось с 20 до 2 минут. Благодаря освободившемуся времени, компания в три раза увеличила охват торговых точек. Дополнительно, на 63% уменьшился дефицит товарных запасов.
Качественный сервис — путь к сердцу покупателя
Торговля постоянно меняется, и на смену традиционным рынкам приходят торговые сети со своими правилами. Каждый крупный ритейлер, производитель или дистрибьютор преследует одну цель — привлечь как можно больше покупателей в свой магазин или к своему товару. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто владеет актуальной полной и достоверной информацией, на которую можно опереться при принятии решений. И технологии здесь — верный помощник.
Сегодня, чтобы заинтересовать покупателей, необходимы не только акции, программа лояльности или рекламные игры, но в большей степени качественный сервис, наличие нужного товара, порядок на полках и в целом, удобство на каждом этапе совершения покупки.