Один из элементов «Умного города» – это мобильность. Каждый день появляются новости о роботизированных транспортных средствах, но для массовых поездок, пожалуй, еще рановато. Пока же нас ждут автопилот и всевозможные системы защиты от столкновений. При этом надо понимать, что «Умный город» и «умная» транспортная система – одно целое. Внедрение интеллектуальных технологий прежде всего должно позволить организовать движение транспорта таким образом, чтобы жителям было как можно комфортнее и безопаснее передвигаться по городу.
С тех времен, когда люди увидели первый автомобиль Генри Форда, а точнее – ту самую повозку, которая передвигалась без помощи лошадей и сильно громыхала, прошло очень много лет. Двадцатый век сменился двадцать первым, и вместо «телеги без лошади» появились бензиновые автомобили и даже электрокары.
Первый автомобиль Model «T» автокомпании «Ford» появился в далеком 1908 году и очень быстро превратился в этакое социальное явление. А уже в этом году на Мобильном конгрессе в Барселоне американцы представили интересную концепцию «города будущего». Концепция предусматривает совершенствование автономных автомобилей, электромобилей, автомобилей, оснащенных связью, ирайдшеринг (совместные поездки).
Компания «Ford» видит мир, в котором дороги смогут подстраиваться под нужды пассажиров и транспортного движения. Вероятно, уже через 10-15 лет дорожная ситуация в мегаполисах совершенно изменится. При этом возникает вопрос: для чего же одному из ведущих автопроизводителей мира (компании принадлежит 6% мирового автомобильного рынка) думать о городах будущего? На самом деле все просто: бизнес идет туда, где возможно заработать деньги, что абсолютно логично. При этом учитывается и спрос на высокотехнологичную продукцию – для жителей мегаполисов индустрия транспорта и сервиса играет очень большую роль.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ИНТЕРНЕТУ
В ближайшем будущем все автомобили будут подключаться к интернету. Какие же преимущества при этом ждут водителей и пассажиров? Возьмем, к примеру, «FordPassConnect», оснащенный беспроводным модемом, который компания «Ford» будет встраивать во все предназначенные для продажи в Европе автомобили. Добавим сюда голосовой помощник (в США для этих целей используется AmazonAlexa) и получаем совершенно новый пользовательский опыт.
Для городских властей подключение к сети даст возможность получать ценную информацию о транспортных потоках в целях улучшения транспортной ситуации в городе. Еще одним преимуществом беспроводной связи является возможность управлять автомобилем дистанционно благодаря приложению на смартфоне. Таким способом водитель сможет не только открывать и закрывать двери, но и получать информацию по таким параметрам, как объем бензина и масла, давление в шинах, километраж,степень износа деталей и т. п.
АВТОНОМНЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ И РАЙДШЕРИНГ
В компании «Ford» уверены, что будущее за коллективными автомобилями. В разработку полностью автономного транспортного средства для райдшеринга американцы инвестируют уже сейчас и предполагают, что серийный образец такого авто появится уже в 2021 году. Таким образом, совсем скоро жители городов будут пользоваться беспилотными автомобилями для совместных поездок. Так, если человек захочет доехать из центра в пригород, ему нужно будет задать нужную локацию,и за ним приедет такси. Остальных пассажиров, которые направляются туда же, такси захватит самостоятельно по дороге. Возможно, использование данного сервиса будет удобнее личного автомобиля, при условии, конечно, если это будет дешевле.
На сегодняшний день «беспилотник» – уже вполне готовая разработка, так как «Ford» ведет испытания автомобилей с автоматическим управлением четвертого уровня, что означает, что в большинстве дорожных ситуаций автомобиль будет передвигаться без участия человека. Беспилотники могут ориентироваться в пространстве с помощью оптических дальномеров «LiDAR» и благодаря специальным трехмерным картам, в которых содержится подробная информация о топографии, разметках, дорожных знаках и прочих ориентирах.
НЕОБЫЧНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ МЕГАПОЛИСОВ
Кроме электрических беспилотников, 5G и райдшеринга, транспортная система будущего компании «Ford» включает в себя решение так называемой проблемы «последней мили». Последней милей считается расстояние от доставившего посылку транспортного средства до двери получателя. К примеру, если самоуправляемый автомобиль доставляет что-то по нужному адресу, для вручения груза в руки клиента нужен человек. При этом если курьеру надо доставить мелкую посылку, он может пройти это расстояние пешком, но если нужно передать тяжелую коробку, тогда возникает проблема. «Ford» разработал несколько решений для устранения данной проблемы.
«Tricity» – это транспортное средство, которое трансформируется и которым можно пользоваться в пешеходных зонах. С помощью работающего на электродвигателе транспорта можно не только доставить посылку заказчику, но также привезти покупки из магазина. Имеющееся сиденье делает его похожим на обычный скутер, при этом максимальная скорость «Tricity» достигает 20 км/ч, а дальность поездки на одной подзарядке составляет 30 км.
Платформа выглядит как круглая шайба, оснащенная фарами и стоп-сигналами. Разработчики рассчитывают, что подобная компоновка будет подходящей для того, чтобы добираться на платформе от парковки до дома или офиса. Управлять «Carr-E» можно так же, как современным гироскутером. Весит платформа 15 кг, запас хода составляет 22 км, а максимальная скорость – 18 км/ч.
В отличие от уже действующих «Carr-E» и имеющегося в виде прототипа «Triciti» компания работает над концепцией «Autolivery». Она представляет собой самоуправляемые автономные фургоны, на крышах которых будут вмонтированы посадочные платформы для беспилотных летательных аппаратов.
В тот момент, когда «умный» фургон будет приближаться к назначенному месту, перемещаемая по принципу обоймы коробка с нужным заказом сможет подхватываться дроном, который в дальнейшем и осуществит ее доставку. При этом фургону даже не придется останавливаться. Важно отметить, что в данной системе несколько заказов могут доставляться одновременно.
ЛЕТАЮЩИЕ АВТОКАРЫ
Летающие автомобили, которые смогли бы курсировать в пределах города на небольшой высоте, были и остаются обязательной составляющей будущего. Разработчики таких моделей, если у них все получится, смогут создать такую транспортную систему, которая описана в фильме «Пятый элемент». Минусы летающих автокаров заключаются в том, что им будет необходим аэродром для выполнения взлета и посадки.
ТРЭВЕЛЛАТОР
Этот проект больше относится к общественному транспорту. Многие знают, что Лондонская кольцевая линия метрополитена является самой загруженной транспортной системой Великобритании. В этой связи лондонское архитектурное бюро NBBJ представило проект по разгрузке движения в метро. Трэвеллатор очень похож на крытую трубу, внутри которой имеются движущиеся трехскоростные дорожки для пассажиров. При этом самая медленная полоса будет двигаться со скоростью человеческого шага, а самая быстрая –перевозить пассажиров на скорости около 44 км/ч. Если проект получит инвестирование, то мы сможем увидеть трэвеллаторы не только в Лондоне, но и других городах с загруженной транспортной системой.
Нам остается только ждать и наблюдать за предложениями автопроизводителей. Вероятно, изменениям подвергнутся и ПДД, которые будут вводиться в интеллектуальную систему авто, при этом роль человека как водителя будет постепенно сводиться к минимуму. Окажись Генри Форд на минутку в нашем времени, он был бы настолько сильно удивлен развитием технологий, что решил бы, что это всего лишь сон.