Секрет фирмы
Нужно задаться вопросом: в чем секрет такого прорыва? Думаю, уже многим известно, что особенность работы Uber – это заказ услуг с помощью смартфона, а пассажиры предпочитают сеть с большим количеством доступных автомобилей, так как это существенно сокращает время ожидания такси. По сути, Uber привлекает водителей тем же – большой базой по- тенциальных клиентов. Играет на руку и то, что Uber дает возможность использовать услугу такси даже в городах с небольшим населением и в пригородах, где такси, как правило, редкость.
Как работает Uber
Сервис работает так: вы открываете программу в смартфоне и нажимаете кнопку вызова- такси. Программа сама определяет местоположение по GPS и отправляет к вам ближайшую (или ту, которую выбрали вы) машину. На карте показывается, по каким улицам она едет к вам и когда доедет. В среднем ждать приходится минут пять. Программа сама списывает с вашей кредитки сумму за проезд. У Uber нет своих машин или наемных водителей. Фактически это booking.com для автомобилей. Любой водитель с лицензией на перевозку пассажиров может зарегистрироваться в приложении. Плата – 20% от суммы заказа.
Сервис работает так: вы открываете программу в смартфоне и нажимаете кнопку вызова- такси. Программа сама определяет местоположение по GPS и отправляет к вам ближайшую (или ту, которую выбрали вы) машину. На карте показывается, по каким улицам она едет к вам и когда доедет. В среднем ждать приходится минут пять. Программа сама списывает с вашей кредитки сумму за проезд. У Uber нет своих машин или наемных водителей. Фактически это booking.com для автомобилей. Любой водитель с лицензией на перевозку пассажиров может зарегистрироваться в приложении. Плата – 20% от суммы заказа.
«Uber — это сервис на стыке стиля жизни и услуг по перевозке».
Трэвис Каланик
Нельзя не признать тот факт, что своим появлением Uber изменил рынок – традиционный рынок услуг такси потерял свою конкурентоспособность. Для начала простое удобство – с появлением сервиса вызвать такси оказалось проще. Мобильное приложение для вызова, поиска и оплаты такси – несколько касаний к экрану, а не судорожное махание руками.
Другой фактор – водителями Uber стали свободные предприниматели, что позволило компании убрать расходы не только на минимальную зарплату, соцвыплаты, но и на налоги. К примеру, представители компании озвучивали, что Uber-водитель зарабатывает около $19 в час и может работать сколько хочет и когда хочет. Ведь,кроме большой потенциальной клиентской базы, именно гибкость графика привлекает водителей.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ: Uber и государство
Uber пошатнул не просто рынок. Это один из индикаторов нарастающего конфликта между реальным и виртуальным рынком. Никто, на заре становления сервиса, не мог даже подумать, что интернет-компания с офисом в далеком Сан-Франциско своими простыми шагами вызовет грандиозные протесты во всем мире, выведет на улицы сотни яростных людей и встретит полное противодействие правительств многих государств.
Несомненно, в идеале быстрая и удобная подача такси – это безусловный плюс сервиса, что моментально привлекло к нему грандиозное число клиентов. Конечно, вопрос качества офлайн-услуги остается под вопросом. Водители могут не знать город, состояние автомобиля и сам водитель не всегда соответствует ожиданиям пассажиров. Но долгое время водитель такси, априори, был хозяином положения, но сейчас онлайн-сервисы диктуют традиционным такси условия, в которых они должны работать.
В сегодняшнем мире такая ситуация становится нормой, которую невозможно проигнорировать, если компания собирается и дальше оставаться на плаву. Конкуренция вышла за рамки локальной, местной, городской – с помощью интернета она стала глобальной и рушит устоявшиеся нормы и условия рынка. Ни один передел таких масштабов не может пройти без конфликтных ситуаций.
Сразу через несколько месяцев после запуска сервиса местный департамент транспорта в Лос-Анджелесе потребовал закрыть его. Закаленный в судах с монстрами медиаиндустрии Каланик сказал, что в тот момент «почувствовал себя как дома». Заручившись поддержкой адвокатов, он доказал, что компания не нарушает закон, и продолжил работать. «Мы не American Airlines, мы скорее Expedia» – этот аргумент приводил Каланик в баталиях со старыми службами такси и чиновниками. И это было только начало противоборства, о котором еще не слышал мир.
Дальше – больше. В 2010 году полиция Сан-Франциско обвинила Ubercab в отсутствии лицензии, необходимой всем службам такси. Каланик сориентировался в присущей ему манере и, убрав из названия слово «сab» (с англ. такси), назначил встречу с муниципальным транспортным агентством. Его виртуозная манера убеждения и ораторское искусство, отточенное в многочисленных схватках, смогли помочь Каланику доказать, что Uber – не такси, а сервис независимых водителей.
Обвинения были сняты. Но через некоторое время теперь уже власти Вашингтона тоже решили наложить вето на деятельность интернет-сервиса. Тут уже Каланик перестал мелочиться и поднял большую общественную волну протеста, сообщая всем и каждому, что запрет Uber – это антиобщественное и неправильное решение, которое призвано запретить одним зарабатывать, а другим получать качественный сервис за небольшие деньги. Люди поддержали его, подписывали петиции, направляли обращения мэру и в администрацию города, выступали с речами и критикой власти. Итог – Uber живет и здравствует в округе Колумбия и по сей день.
Но только Соединенными Штатами дело не ограничилось, это были только цветочки. В дальнейшем в истории самого дорогого стартапа его не раз запрещали в целой стране. К примеру, в Италии суд запретил работу Uber со ссылкой на закон о недобросовестной конкуренции. По той же причине использование сервиса запретили в Венгрии. А в Аргентине власти поступили еще более изощренно – они просто заблокировали возможность проведения транзакций в системе. Руководство Uber отдельно отметило жесточайшее сопротивление в Буэнос-Айресе, сказав, что оно оказалось самым яростным среди всех, с которыми компании приходилось сталкиваться в мире. Оно и неудивительно: «горячая кровь» и особенности экономики сыграли свою роль. Более того, власти Аргентины не ограничились только запретом транзакций. Полиция регулярно устраивала рейды и обыски в домах сотрудников, пытаясь найти документы и данные, которые «могут пролить свет на методы работы сервиса». Кроме того, Uber предъявили обвинения в уклонении от уплаты налогов, что по местному законодательству могло лишить свободы от двух до шести лет. И вновь был найден изящный способ – интернет-компания нашла интернет-решение проблемы. В июне 2015 года аргентинское отделение провело переговоры с сервисами биткойна. Они оказались успешными, и в результате платежным средством для потребителей сервиса стали дебетовые биткойн-карты.
Где-то все-таки компания из Сан-Франциско терпит поражение в битвах, что, впрочем, не означает проигрыш в войне. К примеру, Uber недавно объявил о том, что сервис приостанавливает свою деятельность в Дании. Руководство страны нашло свой способ остановить экспансию и выставило новые требования не только сервису, но и всем компаниям, работающим в сфере такси в стране. В частности, в них включили обязательное наличие видеокамер в машинах, таксометров и сенсоров на сиденья для корректной работы подушек безопасности. Схожий сценарий использовали власти Германии, также временно запретив Uber по причине отсутствия лицензий и страховок, что противоречит национальному закону «О конкуренции».
«Мы лишь предоставляем еще один способ передвижения по городу, – заявил, обращаясь к европейским политикам, директор по связям с общественностью Uber Антуан Обер. – В ответ на это мы сталкиваемся с ограничениями, наложенными на нас устаревшими законами в таких странах, как Франция, Испания и Германия».
Конфликт между государственным регулированием и технологией, а не только одной компанией – налицо. Но именно Uber, как пионер новой индустрии, столкнулся с целым комплексом проблем, гордо и весьма достойно находя удобное для себя решение. Самая большая проблема существующей uber-технологии заключалась и заключается в несоответствии правил сервиса и законодательства многих стран, а именно в т. н. «незаконности» такого бизнеса.
Всем известно: когда кто-то зарабатывает, нужно платить налоги. Но Uber изначально – не больше, чем способ объединить «свободных» водителей и желающих получить быструю услугу перевозки. Чтобы стать водителем так называемого «черного кэба», не нужно ни лицензии таксиста, ни прохождения множества административных процедур, но такой заработок, при всех его плюсах для водителя, нельзя назвать полностью законным.
В результате деятельность Uber законодательно запрещена в Италии, Испании, Нидерландах, Индии, Австралии, частично в Китае и США.
Черно-желтые войны: UBER и TAXI
При всем при этом самое забавное то, что система Uber приносит кучу неудобств не только государственным регуляторам, но и многим водителям. Положительная сторона–они могут заработать столько, сколько пожелают, но, с другой стороны, у водителя нет ни защиты, ни страхов ки, ни социальных льгот. Помимо всего, что самое главное, конкуренция с таким явным и в то же время очень неуловимым сервисом практически невозможна – происходит катастрофический обвал цен для традиционных компаний рынка такси. Это не могло пройти незамеченным ни для водителей лицензируемого такси, ни для профсоюзов таксистов.
Июнь 2015 года во Франции ознаменовался масштабными забастовками шоферов такси против сервиса. Возмущенные таксисты жгли покрышки, требуя остановить Uber. По уже сложившейся старой французской традиции возвели баррикады у аэропортов, так что пассажиры в полной мере ощутили прелести Пятой Республики, «пробиваясь» в город пешком с багажом через клубы черного дыма. Весьма наглядно. По другую сторону баррикад оказались несгибаемый Каланик, а с ним целый легион инвесторов, включая Google и основателя Amazon Джеффа Безоса и других. Ирония состоит в том, что Uber родился именно в Париже, городе, из которого его так настойчиво пытаются выгнать.
«Современный бизнес – это инновации, качественное обслуживание и ответственность, а не то, что делает Uber вопреки требованиям закона: организация нелегальных рабочих мест и подпольная деятельность – с таким жестким заявлением выступил министр внутренних дел Франции Бернар Казнев после того, как по стране прошло цунами демонстраций против Uber.
За Францией полыхнули и другие страны. Нешуточный переполох вызвала забастовка таксистов с лицензией в Объединенном Королевстве, которые обвинили водителей Uber в использовании мобильного приложения с включенной функцией таксометра, что нарушает местное законодательство, устанавливающее монополию традиционных лондонских перевозчиков на это устройство.
Август того же года – забастовка в Кении, таксисты, но уже работающие с Uber. Причина – снижение цен на поездки на 35%, что сказалось на доходах таксистов. Лозунги пестрели обвинениями компании в «неоколониализме» и желании «поработить» их. Индия – вновь водители Uber. Вместе с таксистами похожего сервиса Ola они выступили с протестами против отмены бонусов и низких тарифов, по которым в первое время начал работать сервис в Индии. Уже выдвигались требования ограничить число автомобилей, задействованных в онлайн-сервисах такси, что, как мы знаем, в корне противоречит основной концепции Uber.
В 2014 – 2016 годах против сервиса протестовали не только во Франции и Британии, но и во многих городах и странах – Брюсселе, Мадриде, Берлине, Португалии, Мексике, Индонезии и Украине. Так или иначе, во многих городах и странах предпринимались централизованные и организованные попытки ограничить влияние Uber на рынок. К примеру, лицензированное такси столицы Великобритании приняло решение о снижении цен на перевозки, а ряд европейских таксомоторных компаний, объединяющих в общей сложности более 220 тыс таксистов, решили создать конкурирующий проект Karhoo, вложив в него до $1 млрд.
«Цель – сделать транспорт таким же надежным, как водопровод.»
Трэвис Каланик
В результате Uber стал не просто компанией, а нарицательным явлением. «Уберизация» – так, отчасти благодаря глобальному исследованию компании IBM «Redefining Boundaries: Insights from the Global C-suite Study», стали называть страх перед появлением трудно прогнозируемого и маловероятного конкурента, который своим появлением может разрушить целую отрасль экономики. Это сделал Uber, практически молниеносно уничтожив традиционный рынок услуг такси во всем мире.
«Когда дело заходит о конкуренции, руководители компаний видят перед собой новую угрозу, которая часто незаметна, пока не становится слишком поздно, – отметил Бриджит ван Кралинген, старший вице-президент IBM Global Business Services. – В то же время ведущие топы видят преимущества в таких сферах, как когнитивные вычисления и системы в качестве главного элемента для борьбы с разрушающими ивентами».
Цель – сделать транспорт таким же надежным, как водопровод.