ШАШКАМИ ПО «ШАШЕЧКАМ»: «Циничный» и «беспринципный» (часть 1)

«Какое счастье видеть великую, новую, гениальную идею, принадлежащую не мне».
(Атлант расправил плечи. Книга 2. Хозяин земли)
Айн Рэнд

Эпоха высоких технологий наступила. В мире каждый день возникает огромная масса стартапов, новых проектов, новых идей. Количество вновь созданных ком­паний, услуг, сервисов растет как на дрожжах. Но, как известно, мир жесток, и далеко не все романтики «силиконовых долин» обретут успех, а циничный мир бизнеса не прощает ошибок. Как ни при­скорбно, большинство из начинаний не сможет привлечь даже тысячи, не говоря о миллионах инвестиций. Лишь немногие счастливчики, кому улыбнулась капризная фортуна, буквально за одну ночь могут проснуться на бизнес-вершине Эвереста с многонулевыми счетами.

Казалось бы, что еще может удивить нас, избалованных и очень искушенных потребителей. Но, оказывается, границы непознанного еще существуют, и бизнес- явления могут внести смуту и удивление в дружные ряды скептиков и критиков.

«Уберизация» – трендовое слово. Наверное, нет человека, как в современ­ном мире «высоких» технологий, так и за его пределами, который не слышал бы о «uber-феномене». Поистине вирусная экспансия компании Uber Technologies Inc. больше напоминает массовое заражение, которое проникло уже в более чем полу­сотню городов почти 70 стран мира. Uber подобно древнегреческому титану крушит старые формы экономики и заменяет их новой, так называемой «экономикой по требованию», доступной одним нажатием на экран смартфона. Без апелляций и не испытывая сожалений.

UBER TECHNOLOGIES INC. – американская международная интернет-компания из Сан-Франциско, создавшая одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Общий объем привлеченного финансирования – $307,5 млн, в том числе от инвесторов Benchmark Capital, TPG Capital, Google Ventures. С момента основания в 2008 году компания привлекла $15 млрд, ее оценка составляла $3,5 млрд.

Судьба или везение?

Трэвис Каланик

Очередными баловнями судьбы оказа­лись Трэвис Каланик (англ. Travis Kalanick) и Гаррет Кэмп (англ. Garrett Camp) – созда­тели и вдохновители Uber.

Мы все знаем и любим истории о сту­дентах, копающихся в отцовских гаражах или ночных университетских кампусах, с нуля написавших уникальный код или создавших продукт, разрывающий шабло­ны, и ставших вдруг, в одночасье, милли­ардерами.

Как бы нам не хотелось, но история Uber не имеет ничего общего с такими сценариями. На момент запуска компании в 2009 году у ее отцов-основателей уже имелся за плечами и весомый опыт веде­ния бизнеса, и не менее крупный старто­вый капитал.

К примеру, один из сооснователей Трэвис Каланик еще в восемнадцатилет­нем возрасте, будучи студентом, запустил свой первый бизнес-проект.

Тогда юный предприниматель стал зарабатывать, организовав курсы по подготовке к тесту SAT «Академия ново­го мышления», без сдачи которого было невозможно поступить в престижный американский вуз. После Каланик при­нял участие в создании файлообменника Scour, который прожил ярко, но недолго, и был «уничтожен» гигантами медиаинду­стрии.

Каланик, как показало будущее, не простил этого. Провал со Scour не поме­шал ему создать Red Swoosh – свой соб­ственный сервис обмена медиафайлами, который в 2007 году был продан за $23 млн, сделав Трэвиса миллионером.

Его соратник, Гаррет Кэмп, тоже не нуждался в особых представлениях в среде бизнес-элиты. Созданный им по­исковый сервис StumbleUpon после его продажи за баснословные $75 млн принес ему успех и честно заработанные милли­оны.

StumbleUpon (от англ. «случайно найти») – коммерческий сервис поиска web-страниц, объединяющий принципы p2p и социальной сети с блоггингом «одним кликом». Бесплатная панель инструментов для веб-браузера, предоставляемая системой, автоматизирует сбор, распространение и рецен­зирование web-контента в пределах неформальной соци­альной структуры, дает пользователям способ просмотра, подобный переключению телевизионных каналов.
Стамблеры (так называют себя участники сообщества) имеют возможность оценивать и рецензировать блоги друг друга, объединяться в группы по интересам, которые являют­ся коллективными блогами с заданной темой.

Так или иначе, создатели Uber не бед­ствовали. Но это не отдалило их от мира «высоких технологий», наоборот, они под­держивали небольшие стартапы, помогали с поиском инвесторов, посещали всевоз­можные мероприятия и выставки.

Одна из таких выставок и стала от­правной точкой для рождения компании, у которой впоследствии не имелось ни одной машины в собственном автопарке, но которая является одной из самой круп­ных на рынке совместного использования транспорта.

LeWeb – одна из старейших международных конференций в Европе в сфере цифровых инноваций, где провидцы инду­стрии, стартапы, технологические компании, брен­ды и ведущие СМИ собираются вместе, чтобы обсудить новей­шие тренды и предопределить будущее бизне­са (leweb.net).

В уже сравнительно далеком 2008 году Каланик и Кэмп оказались в столице Франции, где они решили посетить конфе­ренцию LeWeb.

В Париже наши герои столкнулись с банальной бытовой проблемой, кажущей­ся невероятной в таком крупном мега­полисе, – они с большим трудом смогли найти такси. Недешевое причем такси – им пришлось заказать лимузин с водите­лем–ни много ни мало за $800.

Такая простая банальность заставила их задуматься о технологичной возможно­сти решения этой проблемы.

И родилась «золотая» мысль. Именно в тот день сооснователи Uber впервые проработали идею будущего сервиса мо­бильного агрегатора такси. В марте 2009 года в Сан-Франциско появилась UberCab, а позже, в 2011-м, название компании со­кратилось до всем известного Uber.

«Кровь, пот и дешевая лапша»

Стоит сказать несколько отдельных слов о Трэвисе Каланике. Возможно, именно ему отчасти Uber обязана своим экспоненциальным ростом. Один из самых эпатажных и известных представителей Кремниевой долины, 64-й номер по рей­тингу самых влиятельных людей мира по версии Forbes. Его называют по-разному: он «циничный» и «беспринципный», «злой гений», «слетевший с катушек», «дружи­ще» и самый настоящий «засранец». В каждом эпитете есть доля правды, но, как обычно бывает, «истина где-то рядом». Как уже упоминалось, он стоял у исто­ков создания мультимедиапоисковика и файлообменника Scour. Этот стартап, в виде пиринговой поисковой системы, заполучил первую инвестицию в 1998 году от бывшего президента корпорации Disney Майкла Овица и миллиардера Рона Беркла из частной инвестиционной фирмы Yucaipa Companies. Увлеченность этим проектом привела к тому, что Кала­ник бросил колледж при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Хватке Каланика, несомненно, можно позавидовать: двадцатилетний парень смог убедить маститых бизнесменов при­обрести 51% акций своей первой компа­нии. База Scour стремительно разрослась до нескольких миллионов пользователей. Но, как часто бывает, имелся свой подвох – рост пользователей был обусловлен тем, что через файлообменник распростра­няли нелицензионные версии фильмов и аудиозаписей.

В итоге в октябре 2000-го несколько развлекательных гигантов медиаиндустрии (Американская ассоциация кино­компаний, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) и Национальная ассоциация музыкальных издателей (NMPA)) атаковали Scour, вы­ставив иск на общую сумму в $250 млрд за нарушение авторских прав!

«Что примерно равно ВВП Швеции», – вспоминал сам Каланик.

Такого удара молодой проект не вы­держал и объявил о банкротстве. По­казательно, насколько лично воспринял молодой предприниматель гибель своего детища. В знак траура он «оделся в чер­ное» и много лет не ходил в кино, чтобы не видеть логотипы компаний, убивших Scour.

Месть

Будущий сооснователь Uber оказался злопамятным. Никто не мог предположить, что его следующий проект Red Swoosh – сервис обмена и передачи больших объ­емов информации в хорошем качестве (включая аудио-видеоконтент) был при­зван отомстить гигантам медиаиндустрии. Хитроумный план состоял в том, чтобы за­ставить бывших истцов заплатить Калани­ку за использование его нового продукта. С помощью прогрессивных технологий Red Swoosh удалось повысить пропускную способность сети, а значит, и возмож­ность пользователям меняться и торго­вать большими медиа-файлами. Но, как и многие планы мести, план был хорош на слуху, но работал со сбоями. За все время существования проекта он балансировал на грани банкротства. В 2001-м казалось, все налаживается, когда Каланик смог за­интересовать Дэниеля Левина (англ. Daniel Levin), главу СТО Akamai Technologies. Но «Его» пути неисповедимы, и Левин в роковое 11 сентября 2001 года, полетев на встречу с Калаником, оказался на том самом злополучном борту и трагически погиб вместе с другими 92 пассажирами при атаке террористов на башни Всемир­ного торгового центра.

Мы думали, что Трэвис – сумасшедший, раз продолжает заниматься этим проектом. Но в то же время все мы знали, что он – единственный, кто смог бы вывести стар­тап из кризиса.

Дэн Родригес, бывший генеральный дирекор Scour 

 

Террористические атаки и крушение лайнеров привели к обрушению финан­совых рынков и биржи. Так же, словно карточный домик, рухнули и мечты Трэ­виса найти инвестицию под свой проект. Но «безумству храбрых поем мы славу», и в 2005 году, несмотря на все перипетии, «злой гений» смог привлечь инвестора Марка Кьюбана (англ. Mark Cuban), полно­стью сформировав новую команду Red Swoosh, а в 2007 году продал компанию корпорации Akamai за $23 млн. Месть, хоть и с некоторыми оговорками, сверши­лась, а будущий глава Uber стал милли­онером. Как ни странно, но именно этот период своей жизни сам Каланик харак­теризует словами «кровь, пот и дешевая лапша».

В будние дни, когда по городу ездили 2–3 машины, пользователям приходилось подолгу ждать водителя. Однако на выходных и по вечерам количество автомобилей на улицах возрастало, время ожидания уменьшалось, заказов становилось больше, водители уве­личивали свой доход. Я увидел, как работает математика в этом бизнесе.

Трэвис Каланик

Нажми на кнопку, получишь результат

Итак, 2008 год. В тот самый вечер, во время парижского турне сооснователи Uber шутили, что неплохо было бы арен­довать парк лимузинов и с комфортом довезти всех участников конференции LeWeb и при этом немного заработать. Шутка шуткой, но друзья через некоторое время вернулись к этой идее. Каланик ре­шил ее проверить, позвонил в несколько служб заказа автомобилей представитель­ского класса в Сан-Франциско. В большин­стве из них повесили трубку, в некоторых сказали «может быть» и лишь нескольких она заинтересовала.

Основанная компания Uber первона­чально воспринималась Калаником и его друзьями как игрушка и использовали они ее только для поездок по Сан-Франциско. Но в 2010 году был запущен онлайн-сер­вис вызова такси на базе приложения UberCab, и вскоре к Каланику пришло озарение, как с помощью математических алгоритмов служба такси может изменить всю городскую систему транспорта, а Uber стать огромной компанией.

Если цена будет достаточно низкой, больше людей захотят воспользоваться сервисом. Это приведет к увеличению количества автомобилей на дорогах. Чем больше машин, тем меньше время подачи и выше надежность сервиса. И наш про­дукт высокого класса будет обходиться людям дешевле, чем продукт более низкого класса, 

вспоминает свои идеи Каланик. Эти циклы страшно увлекли сооснователя Uber.

В результате родился самый быстрый за всю историю Силиконовой долины стартап. Харизма Каланика и его жела­ние развить идею помогли ему с поиском новых инвесторов, готовых вложиться в рискованное мероприятие. В совет ди­ректоров сервиса вошел Марк Андриссен, сооснователь Netscape.

Инвестор Шервин Пишевар из вен­чурного фонда Menlo Ventures вложил в компанию $20 млн. Более того, Каланик смог заинтересовать главу Amazon Джеф­фа Безоса и фонд банка Goldman Sachs, вложивших в 2011 году $49,5 млн. Не про­шел он мимо Google, который через пару лет инвестировал в Uber $258 млн.

Факт, что первыми пассажирами Uber в Лос-Анджелесе стали родители Трэвиса Каланика. Первоначально в системе Uber водители могли использовать лишь авто­мобили представительского класса Lincoln Town Car, Cadillac Escalade, BMW серии 7, Mercedes-Benz S550.

Но такой масштаб инвестиций и участие гигантов бизнеса привели к тому, что постоянными клиентами Uber стали звезды Голливуда: Эштон Катчер, Эдвард Нортон и другие. Сервис стал стремитель­но набирать популярность, за пять лет ведущие инвестиционные фонды вложили в компанию $8,21 млрд. После Лос-Анджелеса Uber быстро проник и в другие города США. В мае 2011 года сервис доступен в Нью-Йорке, за все время там было совершено 13 млн. поездок (около 20 000 в день). В том же году Uber запустился и в Париже, первом городе за пределами США. В июле 2012-го Uber публично анонсирует прежде секретный проект: недорогой сервис Uber X. На момент запуска услуга оказывается на 35% дешевле оригинального сервиса автомобилей повышенного комфорта. Мир покорился «черным кэбам». Только во II квартале 2016 года выручка Uber превысила $1 млрд, а на компанию работали больше 9000 сотрудников и более 1,5 млн водителей. По самым скромным подсчетам, каждый месяц сервисом пользуются 40 млн человек. Каланик даже смог сделать почти невозможное – он освоил китайский рынок.

продолжение следует
Часть 2, Часть 3