Сайёра Рахманкулова: «Если есть взаимодействие, то есть обучение, не важно – традиционное это образование или дистанционное»

Количество желающих обучаться в вузах с каждым годом растет, но да­леко не всем удается найти свою фамилию в списке поступивших из-за ограниченности мест. В мире давно практикуется альтернативный способ обучения – дистанционное образование, которое помогает решить вопрос с наплывом абитуриентов. О том, чем онлайн-образование может быть полезно в нашей стране, рассказала Сайёра Рахманкулова, специалист в области внедрения инновационных технологий, включая использование ИКТ в образовании, в предпринимательстве, медицине, информацион­но-ресурсных центрах.

Дистанционное образование давно практикуется по всему миру. В чем причина интереса к нему?

– Изучение опыта по дистанционному обучению я начала с Московской физи­ко-математической школы, где встретилась с преподавательницей, рассказавшей про эту технологию. Она показала письма учащихся, удивив меня тем, что желающих учиться на расстоянии очень много. Кате­гория учащихся, как по возрасту, так и по роду занятий, также была разнообразной. Тогда интернет только появился и не был популярен как сегодня. Поэтому обучение шло по переписке.

Каждое письмо было уникальным, так как учащийся понимал, что его работу обязательно получит преподаватель, кото­рый внимательно прочитает и оценит его старания. И конечно, даст практические советы и рекомендации лично ему. После прочтения писем мне захотелось также учить на расстоянии.

В чем же основная причина распро­странения дистанционного обучения в мире? Ответ прост – это возможность быстро развивать знания и навыки при поддержке преподавателя. Как известно, самосовершенствование является одним из важных составляющих нового времени. По оценкам экспертов, в 2019 году 50% курсов высших учебных заведений мира будут доступны онлайн.

Каковы основные плюсы и минусы онлайн-образования? Чем оно уступает традиционному?

– Если говорить о плюсах, то онлайн- образование позволяет приобрести навы­ки и знания удаленно. Можно учиться без отрыва от учебы или работы, нет необхо­димости посещения занятий в аудитории. У студентов повышаются ответственность, аналитическое мышление, умение прини­мать решения. Также при таком способе обучения применяется индивидуальный подход, учитываются потребности каждого в процессе обучения, учитывается инди­видуальный темп и возможности обучае­мого. Учащийся самостоятельно планирует время и место обучения.

Также к плюсам можно отнести ин­терактивность обучения – постоянный контакт с преподавателем, возможность задать вопрос, получить консультацию в любое время. Самостоятельно учеба не была бы столь структурирована, имея эклектичный подбор материалов для чтения. Следует отметить и такие важные аспекты, как экономия денег на расходы (транспорт, проживание, учебные мате­риалы), доступность учебных материалов и ресурсов 24 часа в сутки и развитие медиакультуры. В ходе обучения учащийся использует электронные ресурсы, участву­ет в онлайн-лекциях, обсуждениях, конфе­ренциях и консультациях.

Очень удобно и для преподавателей. Так как имеется возможность планировать время и место обучения, внедрять различ­ные технологии обучения, а также совер­шенствоваться.

К минусам же онлайн-образования можно отнести следующие особенности: необходимость доступа к интернету с ка­чественной связью, самодисциплина, пла­нирование и управления своим временем, сжатость времени для более глубокого изучения дополнительных материалов, от­сутствие живого общения. Преподавателям необходимо иметь специальные знания и навыки для разработки качественных учебных материалов и постоянного учета развития программных продуктов.

Дистанционное образование ничем не уступает традиционному. Когда меня спрашивают об этом, я всегда вспоминаю рекомендацию эксперта (фамилию уже не припомню) по дистанционному обучению из Австралии. Он написал на флипчарте два слова: преподаватель и студент. И обвел их, сказав, что в образовательном процессе в первую очередь важно взаимо­действие. И не имеет значения технология обучения. Если есть взаимодействие, то есть обучение, не важно – традиционное это образование или дистанционное.

Многие не поступившие абитуриен­ты отдают предпочтение дистанци­онному образованию в российских вузах. Почему, по вашему мнению, такой же альтернативы все еще нет в Узбеки­стане? С чем это связано?

– Сегодня стремление к образованию растет не только у молодежи. Для этой цели уже используются элементы дис­танционного образования. На uforum.uz периодически публикуются сообщения о таком опыте. Правда, хочу отметить, что некоторым специальностям учиться и получить диплом дистанционно нельзя (например, медицина, юриспруденция и т. п.), так как каждая специальность имеет свои требования.

Я думаю, что с внедрением заочного обучения в скором времени в некоторых высших учебных заведениях появится и дистанционное обучение, а потом и во всех. При этом необходимо учесть нормативно-законодательные, административные, а также технические особенности.

Чем может быть полезно внедрение дистанционного образования в Узбеки­стане?

– Во-первых, технологичностью. Ис­пользование технологий развивают сами технологии, а именно расширяют возмож­ности и эффективность дистанционного образования. Это потребует от препода­вателя и учащегося развития навыков эффективного использования технологий и медиатехнологий.

Второе – это экономия. Внедрение дистанционного образования в тра­диционное не потребует расходов на дополнительные аудитории, библиотеки, общежития, а также на дополнительные человеческие ресурсы. Можно предоставить преподавателям возможность разработки дис­танционных курсов, что, в свою очередь, будет влиять на качество обучения.

И, наконец, социаль­ный аспект. Откроются равные возможности для учащихся и преподава­телей вне зависимости от их местонахождения, состояния здоровья и социального положения. Возможность как выбора учебного заведения для обу­чения, так и для переквалифика­ции и повышения квалификации.

Как развивается Elearning в стра­не? Какие продвижения есть в этой области?

– Сегодня в Узбекистане бурно раз­виваются информационные технологии, что отражается и на электронном образо­вании. В частности, хотелось бы отметить некоторые результаты в области разра­ботки систем дистанционного обучения, электронных библиотек, научно-образова­тельных сетей в разработке электронных учебно-методических материалов. В этом есть заинтересованность и частного секто­ра. Медиакультура преподавателей и сту­дентов повышается. Развитие мобильной связи, разработка мобильных приложений содействуют увеличению пользователей этой технологии обучения. Это, несомнен­но, отразится в развитии мобильного образования. Мобильная технология будет весьма полезна в народном образовании. Дистанционная технология уже использу­ется для повышения квалификации учите­лей народного образования. Также разра­батываются мультимедийные учебники по различным школьным предметам.

При использовании информационных технологий и средств телекоммуникаций возникают новые аспекты, касающиеся це­лей и содержания, организационных форм и методов использования инноваций. Поэтому среди специфических факторов внедрения можно выделить следующие:

  • развитие и внедрение новых IT;
  • необходимость оценки организа­ционной и технической ин­фраструктуры электронного образования учебных заведе­ний, а также потребностей в электронном образовании пользователей по категори­ям и местонахождению;
  • поддержка учебных заведений во внедрении и развитии электронного образования;
  • мероприятия по продвижению, разви­тию использования онлайн-технологий в образовании;
  • создание электронных и мультимедиа учебников, онлайн-курсов, отвечающих современным форматам представления учебных материалов;
  • подготовка электронных и дистанци­онных модулей или курсов;
  • подготовка преподавателей и трене­ров по дистанционному обучению;
  • включение в учебные программы педагогических вузов новых дисциплин, связанных с инновационными техноло­гиями в образовании как в методиче­ском, так и техническом плане;
  • стоимость дистанционного обучения зависит от применяемых обучающих технологий. Из множества имеющихся форм дистанционного обучения можно выбрать необходимые с учетом требую­щихся начальных затрат.

При создании систем дистанционного образования необходима координация работ по формированию программных средств для поддержки интерактивного режима взаимодействия преподавателя и ученика и информационного наполнения в виде электронных учебников, пособий, справочников и различных баз данных.

Как правильно построить ITполи­тику в области образования? Что необ­ходимо предпринять в первую очередь?

– Первый шаг уже сделан – внедрение заочного обучения, это отличные перспекти­вы для дистанционного обучения. Я уверена, учебные заведения уже ведут деятельность в этом направлении. На самом деле дис­танционное обучение пришло на помощь заочному. Вначале некоторые так и называ­лись – заочное обучение с использованием возможностей ИКТ. Было бы интересно посмотреть проекты учебных заведений по внедрению заочного обучения.

Также необходимо провести оценку опыта нескольких учебных заведений по возможностям эффективного исполь­зования дистанционного образования. Оценка должна включать законодатель­но-нормативные, технические, учебно-ме­тодические, экономические и социальные аспекты. Результаты оценки будут полезны для концепции развития дистанционного образования в Узбекистане.

Также необходимо ввести в педаго­гических вузах и институтах повышения квалификации предмет по технологии и внедрению электронного образования. Это поможет молодым педагогам, а также опытным преподавателям при разработке и внедрении собственных электронных курсов. Государственные и частные орга­низации могут оказывать поддержку при разработке электронных учебно-методи­ческих материалов.

Таким образом, преимущества элек­тронного образования способствуют их развитию, увеличивается количество его пользователей. Необходимо отметить, что в основном дистанционно учатся для получе­ния новых знаний или повышения квали­фикации, что и привлекает пользователей. Поэтому развитие дистанционного образо­вания, несомненно, отразится на возможно­стях учебных заведений, увеличит возмож­ности для различных категорий учащихся, в частности сотрудников как государственных, так и частных организаций.