Как трансформация влияет на банки и финансовые услуги, как превратить финансовый сектор в лидера по инновациям. Как трансформация отражается на  разных отраслях экономики. О возможности избежания характерных ошибок компаний при проведении программ цифровой трансформации и о киберпреступности консультанту СIO Club Uzbekistan рассказал генеральный директор IBM в России и странах СНГ Андрей Филатов.
Как цифровая трансформация отражается на различных отраслях?

– Цифровая трансформация так или иначе отражается сегодня на всех отраслях без исключения. Цифровые технологии дают сегодня очень интересный эффект – стирание граней между некоторыми индустриями и сегментами рынка. Это позволяет компаниям, которые раньше специализировались в какой-то одной отрасли, проникать на смежные рынки, менять бизнес-модели и расширять границы.

А как эти технологии меняют бизнес IBM? 

– Мы, разработчики технологий, понимаем их востребованность и создаем решения, которые можно отнести к классу цифровых техно- логий. При этом не создаем системы, которые вызывают у заказчика опасение оказаться «на крючке». Наоборот, IBM очень активно продвигает и предлагает открытые стандарты и технологии, например, блокчейн. Компания IBM передала все свои наработки консорциуму
Hyperledger, и теперь все решения в части блокчейна построены на этой платформе. Мы понимаем, что проникновение этой технологии несет много выгод для рынка, бизнеса и самой IBM. Мы, конечно же, и сами используем эти технологии для развития своего бизнеса.

Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России и странах СНГ

Применение цифровых технологий позволяет IBM существенно снижать издержки и повышать эффективность своей работы. Применяя технологии искусственного интеллекта во многих процессах, в том числе в цифровом маркетинге и работе службы техподдержки, мы можем при получении заявки от клиента проанализировать его системы. Это дает понимание истории его обращения, обозначение проблемы, что позволяет быстро состыковаться с лабораторией и найти решение. По опыту скажу, что такая система ИИ может предложить более 90% решений. Это существенно дешевле, чем содержать группу инженеров. Помимо этого, у заказчика может уйти много времени на объяснение задачи людям. Система ИИ собирает информацию намного быстрее, чем инженер в колл-центре.

Затронем тему финансовых услуг. Скажите, пожалуйста, как цифровая трансформация влияет на банки и финансовый сектор в целом? 

– С точки зрения экономики финансовый сектор исторически был более зависим от ИКТ. Деньги любят счет, а кто посчитает их лучше, чем компьютер? Поэтому информатизация всех банков всегда шла быстрее, чем в любых других
секторах. С точки зрения новых технологий банки обладают финансовыми
ресурсами и возможностями. При этом стоит отметить: появившийся несколько
лет назад финтех, характеризующий тренд появления стартапов небольших компаний, которые предлагали различные идеи, быстро создавали их прототипы и продавали готовые решения клиентам.

Появилось мнение, что такие компании могут очень быстро вырасти в больших игроков, а банки, которые работают по устаревшим методикам, перестанут быть актуальными. Все крупные банки, осознав, что такой риск существует, стали бороться за свое будущее и пропагандировать цифровые технологии. Стартапы не хотят завоевать сейчас весь мир, они хотят доработать свою идею до хорошего, качественного прототипа и продать его крупному банку за хорошие деньги.

С одной стороны банковский консерватизм обусловлен той ответственностью, ко-
торую они несут исторически за деньги и данные клиентов. Поэтому банк не может
себе позволить рисковать, внедряя непроверенную систему, чтобы не потерять
репутацию. В этом смысле роль банков сохраняется как роль наиболее надежного
участника экономики. На сегодняшний день оставаться просто надежным банком
недостаточно, надо думать о том, какие возможности для роста бизнеса имеются,
и двигаться дальше в направлении их развития. В том числе с помощью цифровых
технологий. Рынок потребления меняется, меняются и предпочтения клиентов, мы
все время хотим чего-то нового. Если мы будем иметь один и тот же набор сервисов
от банка, то начнем забывать этот банк.

Какие типичные ошибки допускают компании при проведении программ цифровой трансформации? 

– Самая главная ошибка – неверный подход. Компании применяют традиционные методы для решения новых задач. Например, запуск проекта, процесс закупки, выбор подрядчика. Все эти процессы очень бюрократизированы. Когда мы говорим про выбор систем, решений, всегда есть 2 основные проблемы: во-первых, мы не знаем, какая система для нас самая хорошая и, во-вторых, нам сложно выбрать то, в чем мы не очень хорошо разбираемся. Поэтому имеет место этап, когда специалисты банка, которые покупают систему, знакомятся с ней, изучают и пытаются понять уровень своих возможностей. Чтобы принять правильное решение, нужно много времени, и эта
система может стать ненужной. Скорость сегодня – это самый главный фактор, который необходимо всегда учитывать. Можно принять не самое эффективное решение, можно не сэкономить лишние 5 или 10% на закупке, но эффект от применения новой системы может перекрыть все эти издержки. Сегодня скорость
более ценный и важный фактор, чем дешевизна.

Многие не учитывают, что люди, которые отвечают за выполнение бизнес-процессов, и люди, которые должны менять эти процессы, это совершенно разные люди. Они
слишком вовлечены в процесс и у них есть высокая ответственность за качество исполнения этой работы. Эти люди понимают, что любые серьезные изменения могут нарушить качество работы, и они несут за это ответственность. Поэтому внедрение
новых решений в бизнесе требует создания отдельной команды, которая будет иметь соответствующие полномочия. Любые изменения должно курировать первое лицо
или доверенный специалист. И только в этом случае такие проекты будут иметь шанс на успех. Долгий выбор уже никому не нужен.

Создавайте свою лабораторию, свою песочницу и выделяйте на это небольшое количество специалистов. Очень хорошо помогает сотрудничество с вузами – можно брать студентов на практику. Они могут создавать пилотные схемы и участвовать в
разработках. Мы рекомендуем клиентам думать об этом при создании лабораторий. Лаборатория – это не очень дорого. Можно использовать облачные сервисы, и не надо закупать оборудование, т. к. его можно взять в аренду из облака. Такие партнеры, как
IBM, могут предоставить средства для разработки, технологии, тот же самый блокчейн, платформы для интернета вещей. Тем самым мы решаем проблему выбора. Мы не копируем ноу-хау, мы их создаем. Это является нашим конкурентным преимуществом. Это существенно измененный подход на основе новых цифровых технологий, который подразумевает не покупку решений, а их собственную разработку.

Как цифровая трансформация может помочь сократить отставание в сфере ИКТ?

– Цифровые технологии могут подтянуть отрасли экономики, которые сильно отстали. Можно пропустить этап автоматизации и сразу же перейти на новые технологии,
используя облачный подход.

Проникновение смартфонов даже в беднейшие страны стало высоким. У людей появились дешевые аппараты, которые дают возможность работать с банками, покупать товары, участвовать в бизнес-процессах. Вовлечение людей в цифровую
эпоху стало намного проще благодаря «умным» телефонам. Эти возможности позволяют людям из разных стран с разной экономикой быстро наверстать отставание.
Однако все это должно проходить на уровне государства. И конечно, для того, чтобы
устранить цифровое неравенство, нужен постоянный процесс обучения.

В одном из своих интервью вы говорили о том, что большие данные больше не актуальны. Почему и какое направление стоит развивать компаниям сегодня?

– Биг дата очень емкий термин, и надо всегда уточнять, о чем идет речь. Изначально
это была технология очень больших хранилищ, куда скапливались данные из разных
систем. Они формировались определенным образом, и к ним добавлялась аналитика, которая позволяла обрабатывать информацию. Такие хранилища являются очень сложными с точки зрения развития. У нас, например, возникает проблема, как интегрировать новые данные в старое хранилище. Мы тратим время и деньги на перекачивание данных из разных систем в это хранилище. У нас возникает проблема жизненного цикла данных. Поэтому система больших данных не совсем эффективна с точки зрения дальнейшего развития.

Однако сегодня появляются новые технологии, позволяющие анализировать данные там, где они расположены. Условно говоря, мы можем, используя современные аналитические системы, работать с данными на месте, не тратя время на перекачивание и синхронизацию. А технология больших данных трансформировалась
в новые системы типа Data Oceans, Data Lakes. Это эволюция Big Data по работе с
огромными массивами информации, которые служат основой для развития искусственного интеллекта.

Какие решения IBM предлагает в сфере обеспечения безопасности, доступности информационных систем и контроля доступа к данным?

– Что делать с данными лиц и как обеспечить безопасность – это вопрос этики и ответственности компании за использование информации. Эта тема очень важна, она обсуждается в разных кругах, в том числе на государственном уровне. Поэтому, если мы собираем сведения о людях, мы становимся операторами персональных данных, и у нас появляется дополнительная ответственность. Тут надо понимать, что мы не можем распоряжаться этими данными, т. к. мы ограничены определенными этическими нормами, в т. ч. законодательством.

Когда мы продвигаем и развиваем цифровые технологии, мы понимаем, что роль
кибербезопасности колоссальна. Открываются доступы для удаленных пользователей,
мы выходим за пределы нашего защищенного контура и тем самым подвергаемся
большому риску атак со стороны всевозможных злоумышленников. Вручную отслеживать всех злоумышленников невозможно. Поэтому мы применяем технологии ИИ, чтобы выявлять риски. Система позволяет предупредить проблемы и помочь специалистам в сфере ИКТ-безопасности.

Выражаем благодарность отелю Hyatt Regency Tashkent за содействие в проведении интервью