Карта компетенций «Цифровой университет» включает весь спектр решений и услуг, предоставляемых компанией Softline для системы образования. Для удобства пользования распределение по блокам было сделано не с точки зрения ИТ-направлений, а с учетом всех процессов, происходящих в образовательных учреждениях.
Блок 1. Автоматизация учебного процесса
В этот блок входят все решения, обеспечивающие цифровизацию образовательной деятельности.
Многие вузы и ссузы уже давно применяли системы дистанционного обучения, но не так часто и для решения узких задач. В настоящее время эти технологии и решения начали использоваться более активно, в том числе и на регулярной основе.
Большое распространение получили также средства для коллективной работы: Teams, Zoom, Webinar.ru и другие. Значимо повысился интерес к мобильным кабинетам и интерактивным аудиториям, позволяющим расширить образовательное пространство.
Блок 2. Центр ситуационного управления вуза
Обучение – основной вид деятельности любого учебного заведения, но, как и другие организации, вузы и ссузы нуждаются в управлении. Реализовать эту задачу помогают системы бизнес-аналитики (BI).
С помощью BI проводится анализ показателей деятельности образовательного учреждения, выполняется бюджетирование, осуществляется моделирование развития ситуации в будущем и связанное с ним планирование с учетом сделанных прогнозов. Некоторые из систем BI могут использоваться для создания учебных программ. К примеру, Predictive Analytics Campus Solution – специализированное аналитическое решение для образовательной деятельности на базе продуктов IBM SPSS.
На основе BI функционируют системы поддержки принятия решений, мониторинга и анализа показателей (KPI).
Удобным инструментом является мобильный APM руководителя, который позволяет отслеживать в динамике экономические и финансовые показатели, а также данные по учебной деятельности.
В связи с обострением криминалистической ситуации в крупных вузах (в том числе федеральных) востребованными стали системы мониторинга СМИ и соцсетей. Такие, как Darvvin, позволяющий выявлять потенциально опасные события в подростковой среде.
Блок 3. Управление административной деятельностью
С помощью продуктов, входящих в этот блок, можно усовершенствовать и упростить рутинные процессы образовательных учреждений, минимизировав бюрократические процедуры и сэкономив время студентов и преподавателей.
В дополнение к давно известным системам, направленным на автоматизацию административной деятельности процессов («Галактика», «Тандем», «1С: Университет», «Электронный деканат», «Электронный ректорат» и др.), Softline предлагает решения и услуги, расширяющие и дополняющие уже имеющийся функционал.
WorkFlowSoft помогает управлять запросами по принципу одного окна. Системы класса RPA автоматизируют рутинные процессы. Разработанные Softline wiki-порталы помогают управлять знаниями. Под заказ осуществляется создание систем защиты дипломов на основе блокчейн. И, конечно, в этом списке следует упомянуть о классических системах поддержки пользователей – Service Desk и ITSM.
Блок 4. Инновационно-технологический кластер
Большинство технических вузов заинтересованы в создании собственных научных кластеров. Для этого требуются современные вычислительные мощности (в частности, суперкомпьютеры), системы управления исследованиями и проектами. Подобные решения строятся на базе искусственного интеллекта (AI) и machine learning.
В научных кластерах применимы также графические станции, VR и AR-технологии для моделирования и многое другое.
Блок 5. Умный кампус
Территории современных вузов включают не только учебные корпуса, но и общежития, спортивные объекты, объекты культурного назначения. Вся эта инфраструктура является своего рода минигородом, в котором можно применять решения класса «умный город», «умный дом» и другие, основанные на IoT.
Особенно актуальными сейчас являются системы термометрии (тепловизоры, системы удаленного определения температуры), позволяющие отслеживать заболевших студентов, не допуская их в учебные помещения и места массовых скоплений людей. Высокоэффективна интеграция таких систем с видеонаблюдением и СКУД.
Кампусная ID-карта или непосредственно телефон студента позволяют зашифровать персональные данные, электронную платежную карточку, зачетку, организовать пропуск в помещения или предоставить возможность пользоваться электронной типографией и печатью.
Умные кампусы оснащаются также современными энергоэффективными инженерными решениями (системами кондиционирования, электропитания, пожаротушения), локальными вычислительными и Wi-Fi-сетями на базе передовых технологий.
Таким образом, в карту компетенций «Цифровой университет» включена вся экспертиза компании Softline по решениям и услугам, предназначенным для автоматизации деятельности вузов и ссузов: учебной, административной, научно-исследовательской и социально-экономической. Наш опыт позволяет нам выполнять проекты любой сложности, целью которых является цифровизация работы профессиональных учебных заведений.