В сети мы совершаем множество действий, которым часто не придаем значения. Мы посещаем сайты, кликаем по ссылкам, лайкаем посты и делимся информацией. Сохраняем файлы, переписываемся в мессенджерах с друзьями, смотрим фильмы… Порой, погрузившись в виртуальную жизнь, не задумываемся, что ежесекундно передаем в сеть данные личного характера. Поговорим о том, как сайты подглядывают за нами и можно ли скрыться от всевидящего ока.

Как работают трекинговые технологии

В Интернете каждый из нас имеет двойника, цифровую личность. Это совокупность всей прочитанной информации, посещенных сайтов, отправленных сообщений. По цифровому профилю можно узнать интересы и предпочтения пользователя. Чтобы отследить наши увлечения и оставаться востребованными, сайты сохраняют небольшие фрагменты данных (cookie-файлы), о разновидностях которых подробно рассказывается в блоге.

Интерес для сайтов представляют и IP-адреса пользователей. Интернет-протокол дает возможность узнать, какую страну представляет посетитель сайта, а также где приблизительно находится его локация. Именно на IP-адреса опираются многие инструменты для аналитики сайтов, когда вычисляют местоположение юзера. Определив, где живут потенциальные клиенты, маркетологи получают определенный массив данных, на основании чего анализируют аудиторию и разрабатывают уникальное предложение.

Маркетологи также часто используют трекинг пикселей. Кстати, именно эта разновидность мониторинга позволяет отследить конверсии. Пиксели, или крошечные прозрачные картинки, через HTML загружаются на страницы сайтов или в электронные письма. Для трекинга пикселей требуются специальные программы. Такое ПО сообщает маркетологам, открыл ли подписчик письмо, посетил ли страницу. В связи с этой информацией маркетолог решает, что ему делать дальше: менять стратегию, по-другому обращаться к подписчику, публиковать принципиально иной контент. Эта технология позволяет делать емэйл-маркетинг более персонализированным.

Всевидящее око

Мониторинг онлайн-активности демонстрирует сайтам наши интересы. Владельцы электронных ресурсов, в свою очередь, сообщают об этом рекламодателям. Последние воспользуются этой информацией, чтобы показывать в браузере именно ту рекламу, которая произведет на нас впечатление. Предположим, недавно вы купили товар на eBay. Зарегистрировали аккаунт на электронную почту. Площадка для шоппинга получила ваши персональные данные, сложилось мнение о ваших предпочтениях. А на вашем емэйле появляются персонализированные рекомендации, которые всячески мотивируют вас купить больше товаров.

Это работает так. Cookie-файлы сохраняют всю информацию о вашей активности, даже когда вы посещаете онлайн-ресурсы не под зарегистрированным профилем. Затем вы ищете в поисковой системе какой-то продукт. После чего каждый раз, заходя на любые сайты, видите тематическую рекламу. Это сделано для удобства. Создается впечатление, что поисковая система помогает решить конкретную проблему. Или, допустим, новостные сайты по cookie-файлам определяют, какую информацию вы читали раньше. А затем предлагают статьи, основываясь на предыдущих предпочтениях.

Антитрекинг

Если вы не хотите, чтобы вас определяли по IP-адресу, этого легко избежать. Для этого понадобится  инструмент, который скрывает IP. Как объясняется здесь, таким способом избежать IP-трекинга может стать виртуальная приватная сеть. VPN шифрует данные и прячет IP-адрес своего обладателя, проводя онлайн-активность через VPN-сервер. Даже если кто-то захочет отследить действия пользователя в сети, в поле зрения попадет не настоящий IP, а адрес сервера. А значит, никакой информации о вас трекеры не получат.

Заблокировать cookie-файлы также не составит труда. Перейдите в настройки браузера. Например, если вы пользуетесь Google Chrome, выберите «Безопасность и конфиденциальность», затем «Файлы cookie и другие данные сайтов». Вам предложат «Разрешить все файлы cookie», «Блокировать файлы cookie сторонних сайтов в режиме инкогнито», «Блокировать сторонние файлы cookie», «Заблокировать все файлы cookie». Только вы решаете, какая опция вам подходит.

Также далеко не всем нравится, что маркетологи подглядывают за активностью пользователей в электронной почте. Трекинга пикселей также несложно избежать. Зайдите в Gmail-аккаунт, в правом верхнем углу кликните на «Настройки», выберите «Все настройки». На вкладке «Общие» найдите параметр «Изображения». Отметьте опцию «Спрашивать, нужно ли показать изображения».

Кроме того, если хотите добавить дополнительный слой безопасности, установите расширение типа Privacy Badger или ищите информацию в приватном браузере а-ля DuckDuckGo. Эти расширения дают возможность управлять персональными данными, которые вы невольно сообщаете поисковым системам и сайтам в процессе поиска информации.

Также важно внимательно относиться к уведомлениям, которые появляются перед вами на сайтах. Вместо того, чтобы машинально кликнуть на вариант «Принимаю все» или «Я согласен», проверьте детали и подумайте, хотите ли вы сообщать такую информацию сайту. Не предоставляйте те cookie-файлы, против использования которых возражаете.