Концепция «безопасного города». От интеграции до запуска

Впервые за всю историю мира на сегодняшний день в городах живет больше людей, чем в сельской местности. Несмотря на то, что глобальная миграция в города улучшает уровень жизни, здоровье и финансовое благополучие граждан, в то же время она создает дополнительную нагрузку на инфраструктуру и ресурсы города, влияет на безопасность и возможности реагирования на чрезвычайные ситуации. Решение этих проблем имеет решающее значение для успешного развития городов в будущем.

Концепции безопасных городов разрабатываются именно для того, чтобы помочь заинтересованным сторонам – правительству, администрации городов и правоохранительным органам – смягчить эти проблемы. Возможность подключения
к интернету и его использование предоставляют целый ряд решений по обеспечению безопасности городов, включая интеллектуальную аналитику, базы данных, системы реагирования на чрезвычайные ситуации и т. п. Эти решения позволяют правительствам и правоохранительным органам лучше защищать своих граждан как от возможных террористических атак, так и от стихийных бедствий.

Технологии также поддерживают систему безопасности организаций в таких сферах, как здравоохранение, пожарная безопасность, пограничный контроль и социальная сфера. В связи с этим государственные инвестиции, вкладываемые в технологии и решения по проекту «Безопасный город», влияют не только на обеспечение безопасности, но и на результаты социально-экономического развития. Базовый проект «Безопасный город» включает в себя следующие характеристики:

  • Предотвращение: обеспечение надежных и комплексных мер безопасности для прогнозирования угроз и опасных ситуаций. Городские власти в первую очередь должны иметь возможность принимать меры для предотвращения возникновения угроз. Технология моделирования и прогнозирования, основанная на анализе
    данных, может помочь соответствующим органам власти прогнозировать общественные угрозы и оказывать поддержку правоохранительным органам и военным структурам, чтобы предотвратить событие до его начала.
  • Обнаружение: помощь ведомствам общественной безопасности в сборе, совместном использовании и анализе данных, а также в более эффективном оповещении и повышении осведомленности о ситуации. Проект предполагает использование сенсорных систем, которые будут активно собирать информацию. Эти системы могут включать камеры видеонаблюдения, CBRNE (химические, биологические, радиологические и ядерные) датчики, датчики обнаружения огнестрельного оружия и датчики погоды. Тип используемого датчика определяется масштабностью проекта и степенью совместимости. Полученная информация может использоваться для обеспечения раннего обнаружения и оповещения при возникновении ЧС.
  • Реагирование: способность соответствующих организаций города реагировать на угрозы безопасности в реальном времени. В проекте «Безопасный город» предполагается использование консолидированной платформы ИКТ в целях
    получения общей оперативной картины для всех ответственных ведомств, в том
    числе правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, пожарных
    и спасательных служб, а также для обеспечения взаимодействия систем связи
    данных структур. Это поможет повысить ситуационную осведомленность каждой
    из уполномоченных организаций, а также обеспечит эффективность работы по их
    контролю и координации.
  • Восстановление: проведение экспертизы и анализа событий, выявление жертв и оказание помощи. Городские власти должны иметь возможность оперативно анализировать все данные, полученные от соответствующих сенсорных
    систем. Это обеспечивает и поддерживает последующий поиск подозреваемых, а
    также процесс подготовки дела на основе инкриминирующих доказательств. Информация также может использоваться для содействия спасательным действиям, а также для выявления и оказания помощи пострадавшим.
  • Интеграция: концепция безопасного города обычно способствует взаимодействию между правоохранительными органами, аварийными службами и другими учреждениями (здравоохранение, пограничный контроль, социальные услуги) в целях оптимизации операций и обеспечения «ситуационной осведомленности» всех заинтересованных сторон, участвующих в управлении безопасностью города. Хотя значительная часть проекта включает в себя внедрение технологий безопасности, инвестиции и оперативные процедуры, в принимаемых решениях важным всегда является конечный результат – успех или неудача. Эта реальность означает, что для обеспечения большей пользы от проекта, ИКТ и правоохранительные органы должны быть неразделимы.

Масштабы города в целом не влияют на реализацию проекта, но разные размеры требуют разных объемов инвестиций в технологии, а также иной уровень планирования его строительства. Решения по проекту часто накладываются поверх устаревшей инфраструктуры, поэтому использование имеющихся технологий и
необходимость создания новой инфраструктуры являются ключевыми факторами при реализации проекта.

МЕХАНИЗМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Помимо всего прочего, проект рассматривает вопросы, связанные с борьбой с преступностью и терроризмом. Зачастую подобные явления влекут за собой усиление мер по охране конфиденциальности данных и национальной безопасности. Например, после терактов 11 сентября конгресс Соединенных Штатов Америки принял закон «О патриотизме», в соответствии с которым были созданы центры для наблюдения и сбора огромного объема данных, включая потоки видеонаблюдения, социальные сети и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Очевидно, что экономические решения города должны иметь экономическую выгоду для населения. Более безопасный город привлекает иностранные инвестиции и обеспечивает развитие туризма. Помимо бизнеса, инициативы в рамках проекта
позволяют городу экономить на эксплуатационных расходах и технологиях. Совместное использование или повторное использование оптимизированной инфраструктуры могут помочь городу устранить многократные траты на технологии.

Управлением проектами безопасных городов обычно занимаются органы государственной власти, которые принимают окончательные решения в отношении инвестиций в технологии. Помимо этого, важной задачей государства
является предоставление консультантам по вопросам безопасности и поставщикам технологий глобальных и промежуточных целей, которые город хотел бы
достичь.

Государство также определяет источники финансирования запуска и поддержания проекта. В этой связи самое лучшее, что может сделать администрация для контроля и координации проекта, – создать специальный уполномоченный орган. В состав подобного института могут входить ответственные специалисты государственного сектора, эксперты и консультанты соответствующих отраслей ИКТ и градостроительства, а также поставщики технологий.

В проекте «Безопасный город» важным считается не только создание интегрированной системы, но также ее успешный запуск, поэтому ключевую роль здесь играет поддержка поставщиков услуг. Данные организации осуществляют модернизацию оборудования и поддержку технического плана. Предполагается, что для технического
обслуживания в большинстве случаев правительство будет привлекать системного интегратора или специализированного поставщика услуг техподдержки. В конечном счете на основании именно их решений будут осуществляться действия по созданию городской системы безопасности. При этом очевидно, что единых стандартов городских технологий безопасности не существует – каждая система имеет свой собственный набор стандартов и правил, которые к тому же могут часто меняться.

Важно понимать, что именно население является ключевым элементом реализации проекта «Безопасный город». Хотя граждане не могут непосредственно влиять на решения по развитию технологий или операционных процессов, их взаимодействие с правительственными и аварийными службами очень важно для успешной реализации проекта. Предоставление населению доступа к информации означает, что они будут более активно участвовать в реализации проекта и глубже понимать свои гражданские обязанности и ответственность. При этом важно понимать, что проект подразумевает в некотором роде вторжение в личную жизнь граждан. В этой связи граждане должны
быть уверены в том, что, во-первых, их данные были собраны и надежно сохранены только на законных основаниях, и, во-вторых, что существует четкая политика
в отношении того, как долго эти данные будут храниться.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что внедрение и
реализация проекта «Безопасный город» являются многоконтурной структурой,
включающей в себя помимо технологий также и человеческий фактор, от которого, собственно, и зависит подобная громоздкая система. И уже другой вопрос,
насколько сами люди готовы использовать предоставленные им возможности развития, ведь совсем не зря основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберт Винер однажды обронил фразу: «Мы изменили свое окружение так
радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении».