Журналистика данных – будущее медиа

Данные сегодня могут сказать намного больше, чем фотографии и комментарии специалистов. Своими знаниями в области дата-журналистики поделилась Мария Пильгун, профессор, академический руководитель магистерской программы «Журналистика данных» департамента интегрированных коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики» (Москва).

В конце ХХ века начались  радикальные преобразования медиаиндустрии и медиапространства, вызванные технологическим прорывом в IT. Так,появление в веб-среде  огромного количества различных машиночитаемых материалов, в том числе в виде открытых данных  («Opendata»), распространение программного обеспечения, которое позволяет быстро и относительно легко обрабатывать большие объемы различной информации, привело к возникновению междисциплинарной области журналистики данных («Datajournalism»). С помощью  разнообразного инструментария для обработки огромных массивов информации стало возможным находить, структурировать и анализировать медиаматериалы нового типа,  создавать сюжеты и визуализировать их для представления широкой читательской аудитории.

В  последнее десятилетие появляется все  больше информации в машиночитаемом виде, спрос в обществе на нее неуклонно растет, поэтому главным требованием в работе с информационным потоком становится скорость поиска и обработки информации. Именно этим отличается  формат открытых данных, с которым и работает журналистика данных.

Таким образом, в основе инновационного направления в журналистике лежат обработка данных и последующее представление полученной информации в виде  дата-журналистского медиатекста (мультимедийного проекта, инфографики, визуализации,  интерактивного графика или карты и пр.).

Журналистика данных стремительно развивается. Во всех ведущих мировых СМИ, информационных агентствах представлены отделы и разделы веб-сайта издания, посвященные проектам в этой области (Guardian Data blog, The New York Times, Reuters, Bloomberg, Washington Post, Wall Street Journal и др.). Обучение журналистике данных включено в образовательные программы в ведущих университетах США и Европы. Уже существуют премии в области журналистики данных (Data Journalism Awards).

Новые технологии изменили производство журналистских материалов, а также конфигурацию каналов доставки информации, абонентских устройств, при помощи которых потребители получают контент, и, наконец, привели к появлению интерактивных технологий, которые навсегда разрушили монополию медийных холдингов на новости, принципиально перестроили процессы взаимодействия контента и потребителя. Все это привело к  трансформации традиционной организации труда в журналистских редакциях, а также роли журналиста в обществе.

Главное достоинство журналистики данных –  это возможность добавления качественной информации в интересах общества. Новый тип медиакоммуникаций является инструментом, с помощью которого можно представить огромные объемы данных наиболее наглядным для читателя образом и одновременно максимально эффективно использовать ресурсы современных технологий. Более того, достоверность в журналистике данных  – главный принцип  работы, поскольку источники должны быть открыты и любой желающий может проверить качество полученной  информации. В мире, где люди устали от манипуляций и лжи, господствующих в медиапространстве, трудно переоценить возможности, которые предоставляет дата-журналистский инструментарий.

Журналистика данных охватывает не только  медийную сферу, нехватка  специалистов подобного рода  сейчас ощущается в самых различных сферах: в государственных  структурах, коммерческих и некоммерческих организациях, в научной  и образовательной среде.

Новый тип работы с информацией и ее подачей открывает неограниченные возможности перед обществом  и дарит нам шанс сделать мир лучше.