На различных митапах стартаперы представляют большое количество проектов, но далеко не все идеи появляются на рынке. Бехзод Ботиров, заместитель директора SSP-Maroqand, рассказал ICTNEWS чего не хватает узбекским проектам и где можно найти финансирование на них.
Где стартаперы берут деньги на свои проекты?

– Первый метод самый классический – это кредит в банке. Второй – взять деньги у родных или использовать свои сбережения. В основном люди вкладывают свои деньги, так как получить кредит не так-то просто. Для стартапа в сфере ИКТ требуются не столько деньги, сколько хорошая команда. Ребята собираются в команду, кто-то берет на себя функции проектного менеджера, кто-то разрабатывает продукт, а кто-то становится драйвером, который устраивает митапы и ведет переговоры с потенциальными партнерами, бизнес-ангелами и инвесторами.

Какова ситуация с инвестиционными проектами в Узбекистане?

– Как известно, с 2016 года действует совместный проект Бизнес-форума Узбекистана, ТПП и ПРООН «Стартап-инициативы». Важно также отметить, что фондов, которые выдают гранты, в Узбекистане достаточно. Один из таких фондов – Союз молодежи, который не только выделяет средства, но и дает знания как начать и развивать свой бизнес. Деньги, конечно, в таких фондах небольшие – 10-15 млн сумов, которых хватит разве что на хороший компьютер, но это уже те средства, которые можно направить в правильное русло.

Также есть фонды при зарубежных посольствах и организациях для поддержки малого и частного бизнеса. Убедить инвестора в жизнеспособности своего проекта стартаперам довольно сложно из-за возможных рисков проекта, поэтому инвестору иногда сложно принять решение о финансировании. К сожалению, наши стартаперы сами не всегда могут ответить на вопросы: «Вложили ли бы вы деньги в свой проект? Продали ли бы вы свою квартиру или машину ради  своего проекта?»

Какова ситуация с инвестиционными проектами в Узбекистане?

– Как известно, с 2016 года действует совместный проект Бизнес-форума Узбекистана, ТПП и ПРООН «Стартап-инициативы». Важно также отметить, что фондов, которые выдают гранты, в Узбекистане достаточно. Один из таких фондов – Союз молодежи, который не только выделяет средства, но и дает знания как начать и развивать свой бизнес. Деньги, конечно, в таких фондах небольшие – 10-15 млн сумов, которых хватит разве что на хороший компьютер, но это уже те средства, которые можно направить в правильное русло.

Также есть фонды при зарубежных посольствах и организациях для поддержки малого и частного бизнеса. Убедить инвестора в жизнеспособности своего проекта стартаперам довольно сложно из-за возможных рисков проекта, поэтому инвестору иногда сложно принять решение о финансировании. К сожалению, наши стартаперы сами не всегда могут ответить на вопросы: «Вложили ли бы вы деньги в свой проект? Продали ли бы вы свою квартиру или машину ради своего проекта?»

Почему у нас копируют идеи, а не придумывают свои?

– Не копируют, а адаптируют идеи под наши реалии. В мире уже придумано достаточно много проектов, и многие из них повторяются. Сегодня создать что-то уникальное довольно сложно. Если взять лекало и просто перенести в Узбекистан, то оно не будет работать из-за несоответствия нормативным актам. Люди также не будут понимать, почему они должны пользоваться этой услугой. Исходя из этого, можно сделать вывод, что это адаптация, в которую встраиваются уникальные инструменты. Также наши стартаперы стараются улучшить бизнес-процессы, которые были созданы до них. Это называется Business Process Reengineering (BPR), но при реализации проекта у них появляется свое уникальное торговое предложение.

Почему у нас так мало потребительских проектов?

– По большей части наши стартаперы заинтересованы в создании образовательных стартапов (онлайн-обучение программированию или английскому языку). Из потребительских проектов можно отметить проект найма мастеров, нянь, сервисы доставки и другое. Стартаперы зачастую не готовы развивать эту нишу, потому что нашего потребителя иногда бывает сложно понять. Сложность также в том, что при изучении потребителей и получении от них фидбеков, в т. ч. негативных, стартаперы теряют мотивацию и бросают свой проект. Совет стартаперам: «О вас начали говорить, положительно ли негативно – радуйтесь, что получили ответ для вашей гипотезы».

Первая критика – это не повод для депрессии. Нужно тщательно работать над своими ошибками и думать, как улучшать свой проект. Большая часть стартаперов этого не делают, и зря. Сами потребители могут быть в чем-то неправы: хотеть все за бесплатно это неправильно. Поэтому стартапер должен уметь анализировать полученные отзывы и данные от опросов. В любом случае это бесплатное тестирование, которое поможет ему подняться на ступеньку выше.