Партнерство банков и финтех

48
С момента зарождения банковского дела и по настоящее время банковское обслуживание претерпевало изменения, совершенствовалось и видоизменялось. Форма взаимодействия банка с клиентом является основным показателем, который характеризует уровень развития обслуживания. С началом стремительного развития информационных технологий в системе банковского обслуживания начался новый этап. Это послужило причиной трансформации ее процессов, способов и форм. 

В интервью (в рамках мероприятия E-commerce Day Uzbekistan 2018) затронуты вопросы о том, что движет иностранными инвесторами, что побуждает их зайти на рынок Узбекистана. О стабильности и предсказуемости в инвестициях, важной роли E-commerce в экспорте, а также о том, как появилась идея создания услуги по дистанционному банковскому обслуживанию, побеседовал с Кристофером Ханей, инвестором филиала фирмы CNP Processing GmbH в РК, независимый банковский консультант Шухрат Курбанов.

– Итак, 1983 год. Вы основали собственную компанию и начали предлагать американским банкам услуги по дистанционному обслуживанию. У нас в те годы технологий еще не было, а вы уже вышли на рынок с таким предложением. Расскажите, как это было и откуда появилась такая идея?

– 1983 год – это год появления IBM PС. Тогда стало возможным подключаться через телефон и через модем и управлять своими счетами. Мы были самыми первыми, кто на IBM PС предоставил интернет-банкинг, и это был отдельный продукт. Я хорошо помню появление интернета, сначала это был Арпанет (военный проект США).

Однажды мои программисты пришли ко мне и предложили создать интернет-банкинг. Я долго сомневался, ведь интернет тогда работал очень медленно и были проблемы с безопасностью. Тем не менее, благодаря настойчивости моих программистов, мы создали и реализовали этот проект.

Самый первый наш проект в 1983 году заключался в создании удаленной оплаты труда сотрудников. Самое интересное, что мы внедрили этот проект всего на трех компьютерах. То, что сейчас нам кажется ясным и понятным, тогда было совершенно неизвестно.

То, что сейчас происходит в Узбекистане – это именно период риска, когда надо принимать  решения, не имея полного понимания, гарантий. Нужно рисковать, но умно, и не ждать, когда все станет ясным и понятным, иначе может быть уже поздно.

– Что было, когда вы продали свою фирму в США и переехали в Казахстан?

– По приезду в Казахстан я нашел новую нишу – е-commerce. Но в Казахстане размер рынка был тогда меньше, чем у одной фирмы в США. Несмотря на это, мы решили рискнуть. Конечно, недооценили сроки, мы думали, что все будет быстрее. В итоге нам понадобилось 9 лет. Только 1,5-2 года назад наше дело начало быстро расти и давать результаты. В Узбекистане же эти  процессы могут пройти гораздо быстрее.

– Получается, вы вошли на рынок, на котором были традиционно сильны банки?

– Важно отметить, что в Америке е-commerce занимаются не банки, но дело не в этом. У банков есть много других более приоритетных задач. Особенно, когда рынок развивается. Например, если в банке встает вопрос о том, внедрять CRM или работать с е-commerce, то, конечно, сначала надо внедрять CRM. Иначе как же банк вообще сможет работать?

Поэтому в Казахстане мы конкурируем с другими игроками, но с каждым годом это становится больше как партнерство. Если смотреть на реальный бизнес-план банка, то е-commerce – это полезно и нужно, но все-таки не так важно.

– Что сегодня движет иностранными инвесторами?

– Во-первых, я – не стандартный инвестор. Я инвестирую, когда лично подключен. К тому же я не пассивный инвестор. Но могу сказать, что есть два главных момента для инвесторов – это предсказуемость и стабильность. Создание доверия – длительный процесс, поэтому стабильность очень важна. Мы зависим от местного рынка кадров. И то, что я вижу в Узбекистане в части ситуации с кадрами, это лучше, чем в Казахстане. Конечно, в банковской сфере Узбекистана с точки зрения международной платежной системы есть недостатки, но также имеется и потенциал. Видно, что в Узбекистане активно развивается образование.

– Как вы думаете, скоро ли появится в Узбекистане Processing.uz?

– На самом деле у нас уже есть домен, который мы взяли еще 9 лет назад. События, происходящие сегодня в Узбекистане, для меня очень интересны. Развивающемуся рынку нужны не просто точечные решения, к которым рынок может быть попросту не готов или которые могут быть слишком дорогими. Сейчас рынку нужна помощь. На данный момент в стране существует примерно пятьсот тысяч международных карт. Для нашего процессинга это мало. Однако мы думаем, что эта цифра будет расти гораздо быстрее, чем в других странах. Мы считаем, что Узбекистану нужно перепрыгнуть сразу несколько этапов. Вам уже не надо проходить то, что мы проходили в Казахстане. Сейчас существует уже немало новых технологий, с которых и надо начинать Узбекистану.

Полная версия интервью (видео) доступна по адресу: https://ictnews.uz/19/12/2018/cio-fintech/

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: